РАЗРАБОТКИ
|
Использование метода проектов на уроках историиРабота учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Вязовка ВВЕДЕНИЕ Современная школа предъявляет большие требования как к ученикам, так и к педагогам. Учителя ищут различные пути повышения качества знаний учащихся, стараются заинтересовать их своим предметом, дать глубокие и разносторонние знания. Метод проектов является одним из таких путей. Он ещё не до конца изучен, но его применение помогает разнообразить уроки, развивать творческие способности учащихся. 67% выпускников нашей школы отметили, что данный прием более эффективен, чем привычное нам традиционное обучение, 50% опрошенных ответили, что хотели бы, чтобы он применялся на уроках чаще. В массовой практике работы учителей не находит должного места проектная деятельность. В основном она используется на уроках в виде докладов, рефератов, небольших сообщений по заданной теме. В новых стандартах проектная деятельность является одним из направлений внеурочной деятельности и на выходе итогом освоения предметов является защита монопредметного или межпредметного проекта. Исходя из этого, при написании данной работы ставились следующие цели:
Работа состоит из введения, 3 глав, приложения и списка литературы. В 1 главе мы останавливаемся на проблеме метода проектов как одного из методов обучения. В п.1 мы останавливаемся на современных требованиям к выпускникам и необходимостью в связи с этим использования проектного метода обучения. П.2 посвящен истории становления метода проектов и применении его в России. Метод проектов должен правильно и логично включаться в учебный процесс. В главе 2 мы рассматриваем методику применения метода, цели и задачи, структуру. Методика должна реализовываться на практике. В 3 главе мы останавливаемся на использовании метода проектов на уроках истории нашей школе. В приложении даются практические материалы по использованию опыта (проектные работы). П.1. Использование проектного метода в связи с современными требованиями к выпускникам. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В книге «Школа для XXIвека. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С. Шлехти подчеркивает «… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:
Перечисленные выше качества личности не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.(5) Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющей личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников. Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составляющая часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогает ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Требования ФГОС диктуют необходимость заниматься данной технологией. П.2. Из истории метода проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Суть метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. http://soc-work.ru/article/479 26.09.14 ГЛАВА 2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, наш педагогический коллектив убедился в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счет целостной организации учебного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет учащимся овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана. прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и ученика. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее ученику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:
Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника. Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В младших классах акцент при подготовке к проектной деятельности делается на развитие творческих способностей учащихся, развитие воображения, мышления, фантазии. Еще одной целью является желание заинтересовать учеников историей своей страны и мира, развивать чувство патриотизма. Ученики учатся добывать знания самостоятельно, спрашивая у учителя только совета. Консультации учитель проводит индивидуально. В старших классах отчет о проектной деятельности выглядит графически, чаще всего в виде схемы. Графические формы, по моему мнению, позволяют отчетливо представить сходство и различие, связи, динамику процессов и явлений. Они помогают анализировать явления и факты, классифицировать их, выделять в них главное и существенное. Дети учатся выделять главные слова, работать с терминами, понятиями. В 11 классе мы повторяем тот материал, который был нами изучен в 9 классе. Темы проектов подобны, дети делают более подробный отчет по данной проблеме. В 11 классе предлагаются две темы проектов. Ученик выбирает государство, период развития которого он исследует и, при выполнении второго проекта, он исследует то же самое государство на следующем этапе его развития. Учащиеся нашей школы проводят самостоятельные исследования участвуя в областных конкурсах. Проект «Детство без наркотиков» в рамках областного конкурса «Права ребенка в новом веке» был подготовлен в 2006-2007 учебном году ученицей 8 класса Кочергиной Анной. Девочкой было проанализировано большое количество литературы по данной теме, проведено социологическое исследование с подростками об употреблении ими наркотических веществ, сделаны попытки найти пути решения проблемы.(Приложение) В 2007-2008 учебном году ученица 6 класса Перова Юлия в рамках областных «Деревягинских чтений» подготовила работу на тему «Жилища людей бронзового века на территории нашего края». Был исследован исторический материал, подготовлен реферат. Нами было проведено анкетирование о применении метода проектов в нашей школе. Его результаты приведены в таблице. Вопрос Ответы учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ При написании работы мы пришли к следующим выводам:
Закончить работу хочется советами руководителям проектов, которые предлагаются А.И. Комашинским, директором негосударственного образовательного учреждения «Частная школа Комашинского» Хасанского района Приморского края.
Дальнейшем я планирую продолжить работу над данной темой, углубляясь и неё и расширяя возможности учащихся. (2)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены