РАЗРАБОТКИ
|
Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.«Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» Д. Пойа Школа - это своеобразный институт знаний, выходя из стен которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Образование должно помогать людям, становиться помощниками самих себя. И.Г.Песталоцци. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [1] говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [2] также нацеливает на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях. Пока же успехи отечественной общеобразовательной школы неутешительны. По данным, полученным международным исследованием PISA [3]в 32 странах мира в 2000 году, качество российского образования существенно отличается от качества образования за рубежом. При достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации. В целом российское образование носит явный академический, или теоретико-ориентированный характер. «Эти итоги свидетельствуют о том, что российская школа не обеспечивает подготовку её выпускников к жизни в современном постиндустриальном информационном обществе, отвечающую международным требованиям и стандартам» [4] В развитии образования существуют разные актуальные направления. Начатая в 2000 году реформа российского образования чётко определила пути необходимых изменений. Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества образования. Современное образование должно помочь учащимся достигать таких образовательных результатов, которые в будущем помогут хорошо адаптироваться в обществе, ориентироваться в новой обстановке - самостоятельно принимать решения в различных сферах деятельности. Важнейший компонент – саморазвитие личности, который трактует саморазвитие, формы поведения, знания, умения, навыки. Это слагаемые дополняются и творческим саморазвитием. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Что такое компетенция? Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации. Формирование компетенций начинается с момента формирования личности, а значит, для младшего школьника развитие ключевых компетенций имеет большое значение. Придя в школу, ребёнок уже обладает рядом компетенций на начальном этапе: мотивация учения, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Работа по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для младшего школьника на данном этапе жизни. На своих уроках я стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно, присутствовало желание узнавать новое. Этому способствуют:
Одно из достоинств такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно - урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок в классе с 30 учениками. С учётом участия в проекте был оборудован кабинет:
С помощью Classmmat PC использовать можно разные формы работы: индивидуальную, работу в парах, в группах. Возможна работа с использованием учительского компьютера двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для деятельности учителя и учащихся. Использование новых технологий позволяет повысить мотивацию учащихся, самостоятельность в выборе материала, происходит осознание процесса обучения. Использование на уроках Классмейтов позволяет реализовать следующие цели и задачи:
Работая на классмейтах, учащиеся осваивают разные формы работы:
Все виды работ с помощью функции «наблюдение и контроль» позволяют вывести на экран доски работу как одного ученика, так шестерых одновременно. Система контроля помогает вырабатывать информационную культуру уже в младшем школьном возрасте. Важными компетенциями для успешной адаптации ребёнка к жизни является информационные компетенции. Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности и, в конечном счете, формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:
В тексте Федерального образовательного стандарта для начальной школы (2004) мы видим перечень учебных умений, навыков и способов деятельности:
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, в том числе с использованием компьютера; представление и упорядочение информации становятся необходимыми общеучебными умениями и навыками, позволяющими реализовать компетентностный подход в начальном образовании И так, начиная с младшего школьного возраста, необходимо развивать начальные «ключики». При формировании различных компетенций включены все виды органов чувств.
Для определения ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации мной был проведён тест Б.А.Левиса, Ф.Пукелина Обработка результатов теста показала, что в классе из 30 учащихся:
Ученик на уроке должен быть не объектом, а субъектом деятельности. Значит моя задача, как учителя создать комфортную обстановку на уроке, чтобы детям хотелось, творить, спорить, доказывать, помогать друг другу. Вовлекать в учебный процесс необходимо учащихся и аудиалов, и визуалов, и кинестетиков. Для этого на одном уроке необходимо часто менять разные формы и методы работы. В своей педагогической деятельности применяю следующие формы и приёмы организации учащихся на уроке
Реализация поставленных задач осуществляется через все предметы начальной школы. В частности, в результате изучения литературного чтения, русского языка ученик должен научиться работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Осваивая различные виды речевой деятельности, ребенок должен овладеть деятельностью по созданию небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Наиболее глубокое влияние информатики испытывают два предмета начальной школы: математика и окружающий мир в системном подходе к изучению объектов и процессов. Рассмотрим, как формируется информационная компетенция учащихся на уроках математики (3класс,1часть, автор И.И.Аргинская, система развивающего обучения Л.В.Занкова). В учебнике 191 задание. Дополнительно использую ИКТ (ЭУП Молоковой А. В. Математика 2, 3 класс) Тетрадь по математике на печатной основе - приложение к учебнику, под редакцией И.И.Аргинской. Предоставленная информация и самостоятельный поиск информации в виде: (Прочитай и реши задачу устно.) У трёх подружек - Дроздовой, Чижовой и Скворцовой - живут дрозд, чиж и скворец. При этом ни у одной из них не живёт птица, соответствующая фамилии хозяйки. «Как хорошо поёт твой дрозд!»- сказала Скворцова подруге. У какой из подружек, какая птица живёт?
Проанализировав только лишь одну часть учебного комплекса -данные номера учебника, можно сделать вывод, что формируется развитие информационной компетентности, т.е у учащиеся, начиная с начальной ступени образования, формируется способность анализировать, сопоставлять, наблюдать, доказывать, делать аргументированные выводы, а также самостоятельно выходить на тему урока, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности (определять цели урока); осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи. Постепенно у ребят появляется повышенный интерес к поиску информации из разных источников: готовить сообщения, презентации, с использованием ИКТ не только индивидуально, но и группами - создавать проекты, а значит выходить на творческий уровень. Такая уверенная в себе личность нужна обществу и государству.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены