РАЗРАБОТКИ
|
Реализация заданий повышенной сложности как условие развития учащегося начальной школы.Учитель высшей квалификационной категории Общая целевая установка в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад, как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание. Таким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. Поэтому важен дифференцированный подход в образовании школьников. Это является обязательным требованием Основной образовательной программы начального общего образования в гимназии. Осуществление дифференцированного подхода в учебной деятельности происходит через разные формы уроков (см.таблица1), в основе которых лежит системно-деятельностный подход организации учебного процесса. Начиная с первого класса разные формы урока, которые вносят разнообразие, вызывают интерес у учащихся, способствуют формированию УУД. Систематическая работа по формированию УУД, обеспечивает выпускникам владение всеми компетенциями (организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными), позволяющие им в дальнейшем самообразовываться и саморазвиваться, самоопределяться и самореализовываться в процессе непрерывного образования и решения жизненно важных задач.
Мысль ребенка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает свое мнение. Поэтому одним из условий повышения развивающей и воспитывающей роли урока в начальных классах считаю включение школьников в разнообразную психическую деятельность с учетом активной позиции ученика в процессе обучения: игра, работа в группах, в парах……. И моя роль как учителя – умело сформулировать вопрос, направить ученика на путь поиска ответа. Верю, что каждый ребенок талантлив и неповторим. Чтобы раскрыться, одному нужна хорошая оценка, другому – поощрение. Главное для учителя – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто не похож на других, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Л.В. Занков любил повторять слова детской песенки "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" Своим союзником и большим помощником в деле обеспечения познавательной активности учащихся и развития творческой деятельности считаю УМК по системе Л.В.Занкова, в которые включены задания повышенной сложности, являющиеся условием развития ребёнка. Например, учебник математики под редакцией И.И.Аргинской, а именно его структурная организация, которая решает и такую проблему, как дифференцированный подход к обучению. В заданиях учебника математики И.И.Аргинской есть решение задач разными способами, что соответствует обучению на высоком уровне трудности, а также и принципу осознания школьниками процесса учения, принципу развития всех учащихся – как слабых, так и сильных. Думаю, что и все свойства методической системы. Очень люблю эти задания. Вижу, как у ребят загораются глаза, когда они находят сразу несколько способов. Как их захватывает этот процесс. Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ребят свободными, спокойными, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". На своих уроках использую логические нестандартные задачи как одно из эффективных средств развития младших школьников, стараюсь такие задания не обходить стороной, уделять достаточное количество времени. Задача учителя - будить мысль, давая простор самостоятельным суждениям, выводам и умозаключениям детей, не сообщать в готовом виде то, к чему ученики могут прийти, путем собственных умственных усилий. Для нестандартных задач существуют известные методы их решения: алгебраический; арифметический; графический; метод перебора. В математике встречаются задачи, для решения которых алгебраический или арифметический методы недостаточно эффективны. В этом случае при поиске решения используется метод предположения (перебора). Например: Выше мы отмечали, что задания со «звездочкой» являются диагностическими. Чтобы выполнить эту логическую задачу, ребенок опирается, в первую очередь, на полученные знания по ориентировке в пространстве. Он может соотнести понятия «лево» «право» - и мы, таким образом, проверяем усвоение межпредметного навыка. Вместе с тем мы можем говорить о проверке уровня развития УУД. Работа с информацией, умение вчитываться и понимать текст, делать заключение–это познавательные УД, принятие и удержание учебной задачи, ее выполнение и самопроверка (рефлексия) - регулятивные УД. Если говорить о познавательной активности, волевом усилии, мотивации на выполнение, то это, безусловно, личностные УД, а исходя из положения, что «под коммуникацией следует понимать общение с другим человеком и коммуникацию с источником информации» (К.Н. Поливанова) – для выполнения этого задания потребуются и коммуникативные УД. Задача. Три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, защищая родную землю, срубили змею все 13 голов. Больше всех срубил Илья Муромец, а меньше всех– Алёша Попович. Сколько голов мог срубить каждый из них? Таблица 3 Возможное число срубленных голов
Задача имеет всего 8 решений. Заполнение таблицы целесообразно начать с наименьших возможных чисел первой и второй строк. Если ученик найдёт 3-4 решения, то это уже первый успех. При этом ученик как бы экспериментирует, наблюдает, сопоставляет факты и на основании частных выводов делает те или иные общие заключения. В процессе этих наблюдений обогащается его реально-практический опыт. Именно в этом и состоит практическая ценность задач на перебор. При этом слово «перебор» используется в смысле разбора всех возможных случаев, которые удовлетворяют условиям задачи. Такие задачи принято в математике называть комбинаторными. Нечаева Н.В. говорила, что только тогда будет результат, когда все предметы будут работать над скоростью мыслительных процедур. Система оценки качества образования сложилась в целостную систему диагностических и оценочных процедур, направленных на получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемых государственными образовательными стандартами. Программа нацелена на переход от контроля качества к управлению им, ориентирована не только на оценку предметных знаний и умений, но и на определение надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника.(Дневнички успеха, портфолио) Во внеурочное время (вторая половина дня) веду кружки для желающих «Курс «Юным умникам и умница. Развитие творческих способностей» Холодова О.А., Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления. Курс «Речь»: Т.Н.Соколова. – М.: Рост книга, 2010, «Школа развития речи» Цель курса - формировать лингвистические умения и навыки, вырабатывать и совершенствовать ряд интеллектуальных качеств: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Участвовали в интеллектуальных играх- занимали призовые места как на уровне школы. так и на уровне района. На начало учебного года и на конец года проводили уровень мониторинга метапредметных УУД. Показатели указаны в таблице .
На момент поступления в первый класс ребята имели разные стартовые возможности и разный уровень школьной мотивации. Поэтому передо мной стояла задача, как изменить отношение к школе и учебному процессу в целом. Положительный уровень мотивации имеет каждый ученик на конец первого года обучения. Первоклассники свободно высказываются на уроке. На основании наблюдений, полученных результатов комплексной контрольной работы делаю вывод: индивидуальный подход в подготовке первоклассников с учетом требований ФГОС дает положительный результат, если создавать для этого необходимые условия на уроке и на внеурочных занятиях, в системе оценивать подготовку школьников на основе критериев. Библиографический список
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. Актуальные психологические проблемы современного старшеклассника и пути их преодоления Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». Топ-10 ошибок в воспитании, которые совершают многие родители |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены