РАЗРАБОТКИ
|
Актуальные проблемы русского языкаХочешь наукой воспитать ученика – Мысль о том, что язык постепенно изменяется, не требует каких-то особых доказательств. Достаточно сравнить язык современной художественной литературы с языком Пушкина, чтобы увидеть различия, обусловленные эволюцией лексической и грамматической сторон языка. Еще более убедительно сравнение современного русского языка с языком памятников древнерусской письменности. Изучая историю русского литературного языка и историческую грамматику русского языка, мы имеем возможность увидеть, какие значительные изменения произошли в языке – в его фонетике, морфологии и синтаксисе – за несколько сот лет. В настоящее время происходит процесс, затрагивающий стили русского языка, в результате которого исчезает высокий, его место занимает средний, а сниженная лексика становится обыденной, проникая в средства массовой информации, художественную литературу, заполняя нашу повседневную речь. В русском языке бурной волной хлынули заимствования: англицизмы и американизмы. В наши дни чрезвычайно актуальной становится проблематика культуры речи, которая представляет собой теоретическую и практическую дисциплину (или сферу исследования), смежную со стилистикой языка и стилистикой речи. Постоянно учитывая двойственную природу нормы, человек может управлять языковым развитием. Работа по определению и регулированию норм, кодификации их, тесно связанная с прогнозированием языковых процессов, - пример активного отношения общества к важнейшему средству коммуникации. Значение русского языка не ограничивается только пределами Российской Федерации. Выход на мировую арену, превращение его в один из мировых языков – закономерный итог развития нашего государства. По данным ЮнесКО, почти половина всей научно-технической литературы и документации издается на русском языке. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна. В основе нашей работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрываться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову. Грядущий век – век умных машин.Место громоздких картотек и многотомных словарей займут портативнве электронные компьютеры, способные хранить и мгновенно выдавать любую лингвистическую информацию.И хотя тесная связь человека и думающей машины в какой-то мере и усилит рационализацию нашей речи,сам русский язык сохранит свою природную самобытность и не будет уступать современному языку ни по своему лексическому запасу, ни по стилистическим возможностям для яркого и образного выражения мысли. Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся читают в слух высказывания писателей о русском языке: «Русский язык … красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн). Русский народ создал язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрела, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый» (А.Н. Толстой). Ученики объясняют значение слов послушен, ловок, вместителен, сравнивают высказывания А.И. Куприна и А.Н. Толстого и решают, что общего в их оценках русского языка, - оба писателя говорят о его певучести, задушевности. Раскрывая выразительные возможности фонетического строя русской речи, чаще всего я прибегаю к поэтическим текстам, ибо поэзия – искусство звучащего слова, она во многом сродни музыке. Изучение «Фонетики» раскрывает возможности и для формирования чувства языковой нормы, что в свою очередь способствует эстетическому воспитанию учащихся. Например, произношение [что'] обычно вызывается зрительным образом слова, поэтому упражнения в правильном произношении сочетания [чт] я провожу, используя книжные тексты, когда ученики могут непосредственно воспринимать зрительный образ слова. Я стараюсь подбирать такие стихотворные примеры, где произношение нужных слов подсказывается рифмой: Чуть растопит солнце вешнее В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относится к своей речи. Программа 5 класса позволяет показать школьникам структуру всего здания языка, в фундаменте которого лежат звуки русской речи и слоги. В итоге работы учащиеся приходят к выводу: богатство языка – это богатство мыслей. Чем лучше человек знает язык, тем глубже и точнее будут выражены его мысли. При изучении темы «Словообразование» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных классах. Поэтому я использую такие, например, задания: 1. Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит. У шиповника – шипы. Установив значение слов, учащиеся придут к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы, и объяснят, почему здесь появилось слово шипы. Внимание к значению приставки, корня, суффикса оказывает положительное влияние на речевое развитие учащихся, так, как вырабатывает умение свободно и правильно использовать возможности языка для более четкого выражения мысли. Текст вызвал необычайное оживление в классе, каждому хотелось исправить его. Были заданы вопросы:
В результате класс пришел к выводу, что знание частей речи необходимо, чтобы грамотно писать. Делаем вывод: чтобы соблюдать нормы литературного языка, не допускать грамматических ошибок, нужно изучать морфологию. Таким образом, тщательный подбор дидактического материала во многом помогает показать учащимся языковую ситуацию нормированного литературного языка, воспитывать у школьников любовь к русскому языку. Большинство пятиклассников приняло активное участие в «Неделе русского языка», у многих появляются вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а на уроках они гораздо внимательнее и любознательнее.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Воспитание культуры поведения у учащихся Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? 5 способов испортить ребенку жизнь. Основные ошибки в воспитании детей Профилактика суицида среди подростков Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены