РАЗРАБОТКИ
|
О некоторых трудных случаях морфемного членения слов.Затруднения в морфемном анализе слов у школьников появляются обычно в следующих случаях:
Наиболее подробно остановимся на вариантности корней. Под вариантностью корней можно понимать два явления: а) вариантность формального выражения корня и б) вариантность, связанная с его семантикой. С формальной стороны корни не представляют единства: одни из них во всех родственных словах и их формах сохраняют свой фонемный, а иногда и буквенный состав (стена, синий, делать), другие представлены различными морфами (брос-переброска, брос'-бросить, брош -брошу, -брас- - перебрасывать. Для правильного выделения корня при подборе родственных слов нужно следить не только за количеством подобранных слов, но и за их качеством: корень по возможности должен быть представлен всеми своими вариантами (берег, бережок, безбрежный — берег-//береж//бреж или итог, итожить, подытожить — итог//итож//ытож). Одни варианты корня обнаруживаются при изменении слова, другие при сопоставлении однокоренных слов, различающихся по значению и по строению основы. Большую трудность для школьников представляют слова, в корне которых появляется в результате исторического чередования сочетание зубного согласного с Л'. При встрече с ними допускаются ошибки, связанные с выделением Л' в качестве суффикса. Эти ошибки, на наш взгляд, провоцируются образованием форм прошедшего времени с помощью суффикса -л-. Следует обратить внимание на чередование подобного рода: купить-куплю, ловить-ловлю и т. п. Вариантность корня, затрагивающая его содержательную сторону, представляет собой наиболее трудный случай морфемного анализа слова. Многозначные слова могут иметь единственное членение и одинаковый корень во всех лексико-семантических вариантах. Например, дорожный:
Но многозначное слово может иметь двоякое членение корня. Например, песня: а) небольшое словесно-музыкальное произведение для одного лица или хора, б) небольшое стихотворно-лирическое произведение, служащее текстом для пения; а) песн//песен//, б) пе//пой. Кроме того, встречаются корни-омонимы (сыр, сырок, но сырой; нос, носик, но носить). Трудности для морфемного членения слова представляют слова со связанными корнями (войско, война, воевать — вой; трагик, трагедия — траг; привычка — вык//выч). Школьники должны иметь представление также о чередующихся приставках и суффиксах. Существуют варианты приставок из-изо-, пред-предо-, перед-) и варианты суффиксов (-к-, -ок-, -ак-, -ач-). В данном случае следует учитывать лексическое значение слова (обесценить, обескровить. Обес- приставка обозначает: лишить чего-либо, но обеспокоить, приставки о- и бес-). Когда приставка является самостоятельным словообразующим элементом, она сравнительно легко вычленяется из состава слова (выбежать, пригород, недалеко). Но когда приставка находится перед связанным корнем, для ее выделения следует подбирать однокоренные слова, синонимичные по приставке (вынимать-снимать, выражать-отражать). При морфемном анализе существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами лучше использовать метод словообразовательной цепочки: вещь — вещица — вещичка, лиса — лисица — лисичка. На уроках можно предложить школьникам для анализа ряд упражнений, направленных на активизацию мыслительной деятельности, например, для морфемного анализа предложить слова с одинаковыми сочетаниями звуков: булочка, вазочка, шапочка, тетрадочка, русалочка, ласточка, тумбочка, ложечка. Типичные ошибки школьников при выделении суффиксов:
При морфемном анализе необходимо указывать на более конкретное словообразовательное значение суффиксов: грузинка — лицо женского пола, репка — эмоционально-оценочное значение. Очень важно при морфемном членении слов начинать с определения части речи (изменяемая, неизменяемая, как изменяется, просклонять, проспрягать). Это необходимо для правильного выделения окончания: чисто поле, но чисто вымыто; депо, но дело. Справочный материал:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены