РАЗРАБОТКИ
|
Урок русского языка с использованием проблемно-диалоговой технологииПроектируем урок по новым стандартам. Урок русского языка с использованием проблемно-диалоговой технологии Косырева Наталья Анатольевна, Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — Нам, учителям среднего звена (основной школы), которые через год начнут работу по новым образовательным стандартам, необходимо научиться строить учебный процесс так, чтобы он был нацелен на формирование метапредметных результатов. К чему мы должны прийти? Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Каким должен быть современный урок, чтобы добиться таких результатов? Главным «действующим лицом» урока теперь является не учитель, а ученик:
Поэтому самостоятельная деятельность обучающихся должна занимать более половины времени урока. Мы рассмотрим одну из педагогических технологий, направленных на формирование метапредметных результатов, технологию проблемно–диалогического обучения. Она готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: они усваивают лучше то, что открыли сами в ходе учебного диалога «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - учитель». Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении, возможно, помогает учащимся подвести итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Как сам урок с использованием этой технологии, так и подготовка к нему может состоять из следующих этапов. 1. Определение нового. Прежде всего, учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.п. Рассмотрим данные этапы на примере урока русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных». Необходимо, чтобы обучающиеся сформулировали правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, составили опорную схему или таблицу. 2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать, например, следующими способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог: Учитель: Прочитайте слова (записаны на доске): 3. Планирование действий. После формулировки проблемы урока начинается основная его часть – коммуникация, общение, диалог. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен быть всегда готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения, т.к. «сценарий» урока теперь предлагает ученик. Поэтому работая над планом урока, следует продумать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации. Учитель: Запишите тему урока. (Побуждение к выдвижению гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН суффиксах прилагательных? 4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо:
Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? (Подсказка 1 к решающей гипотезе). 6. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.[4] Из этого следует, что
Таков в нашем понимании современный урок. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения, модульной технологии, технологии продуктивного чтения и технологии оценивания учебных успехов. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, на наш взгляд, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога В заключении хочется ещё раз сказать: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по–новому готовиться к уроку, по–новому проводить урок, по–новому оценивать достижения обучающихся, по–новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Всего комментариев: 1
1
Татка49 • 21:57, 31.08.2014
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены