РАЗРАБОТКИ
|
Работа с одаренными детьми в начальной школеНедодева О.Н В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности. Различают разные группы одаренных детей. К первой группе можно отнести «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития. Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. Только переход к развивающей системе образования способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребенка. Одной из таких систем является ОС «Школа 2100», разделяющая принципиальные положения, разработанные в свое время Элькониным, Давыдовым, Занковым; готовящая школьника нового типа – способного решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком; доступная массовой школе. В сущности, при развивающей системе образования не нужно какой-то особой педагогической деятельности направленной на одаренных детей. «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя различные инновационные технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение (одна из самых разработанных в настоящий момент технологий в ОС «Школа 2100»). Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание проблемной ситуации, которая:
Мы видим, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков «Развиваем интеллект», «Компьютер – это просто» (программы кружков разработаны автором данной статьи). Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось. Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет и никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу. Участники подобных групп зачастую становятся затем победителями интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» среди школ, работающих по ОС «Школа 2100». С удовольствием дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах, малых учебных олимпиадах, брейн-рингах, КВНах, викторинах и т. п. Отдельно хочется остановиться на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся. В классе создано детское объединение «Кнопки», которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои символы, ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. В нем активно работает классный орган самоуправления Совет класса, который выбирается сроком на один год. Все ученики класса разделены на группы – «семейки». В Совет класса входят руководители групп и староста. Именно они создают временные творческие коллективы для организации и проведения классных мероприятий, праздников, игр и т. п. Координирует работу Совета класса классный руководитель совместно с родительским комитетом. Учащиеся, входящие в «семейки» имеют различные поручения: знайки, умельцы, затейники, спортсмены, тюбики, пилюлъкины. Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах, сотрудничают с организациями района, оказывают помощь пожилым людям, участвуют в благоустройстве поселка и др. Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены