РАЗРАБОТКИ
|
Гуманистическая педагогика: индивидуальная педагогическая система.Поломошнова Н.А., учитель русского языка и литературы, Учитель, идущий на урок, должен все это помнить, осознавать и строить свое общение с детьми, свою методику проведения урока, внеурочных занятий с учетом всех этих нарушений и издержек. Учителю жизненно необходимо выстраивать свою систему обучения, именно свою, ибо если он будет только старательно внедрять на уроке новые технологии, новые методы которые так активно, бессистемно, с завидной настойчивостью навязываются сверху, то вся его деятельность будет сплошным дайджестом, разрозненными стеклышками калейдоскопа, которые никогда не сложатся в картинку и не позволят осуществить целостный подход в деле воспитания личности. А ведь именно эту цель должен быть более всего преследовать настоящий учитель – профессионал – воспитание личности ребенка, осмысление целостной картины мира. Это более важные задачи, чем формирование компетенций, предметных и мета-предметных навыков. «Это ставит перед глобальным сообществом проблему «образования для нового тысячелетия», в меньшей степени ориентированного на формирование тех или иных предметных компетенций, но позволяющего людям самых разных возрастов осмыслить свою жизнь и принять свою судьбу»(1). Важной составляющей системы образования является наличие и четкое обозначение задач учебно-воспитательного процесса. Что мы хотим увидеть в итоге наших усилий? какого выпускника мы себе представляем? Успешного, социально-адаптированного, способного идти напролом к своей цели или духовно-развитого, утонченного, способного к творчеству и самопожертвованию; эгоистичного, делового, практического человека или способного отдаваться патриотическим устремлениям, видеть чужую боль, способного сострадать и помогать нуждающимся. Беда состоит в том, что тот набор требований к выпускнику школ и его воспитателям можно, мягко говоря, назвать общим понятием «Объять необъятное». То есть, я веду к тому, что прежде чем приступить к процессу образования, учитель должен четко осознать:
Я себе его представляю таким:
Здесь на помощь приходит личностно-ориентированное образование. «Научить» самообразованию себя как личности, вооружить механизмом целенаправленного самоизменения на всю оставшуюся жизнь – это и составляет образовательную функцию личностно-развивающего образования!»(3) - утверджает Сериков В. В. Многое из того, чему мы учим детей, позабудется, но в сухом остатке должен остаться самый главный навык, необходимый для жизни – умение и постоянное желание учиться чему-то новому. Еще одним важным моментом в деле образования и воспитания является свод принципов, на которые опирается учитель.
"Любование, наслаждение прекрасным естественно перерастает в желание жить по законам красоты - творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими руками », (4) – говорил известный педагог В.Сухомлинский. Действительно, в красоте содержится творческая, созидательная основа, способная делать человека добрее, человечнее, одухотвореннее. Человеку открывается радость жизни, если он видит красоту природы, слышит прекрасную музыку, созерцает произведения искусства. Ребенок, который с детства соприкасается с прекрасным, погружаясь в мир музыки, изобразительного искусства, получает на всю жизнь особую прививку, которая впоследствии, во взрослой жизни помогает ему не зачерстветь душой, развивать в себе творческие начала, сострадать другому человеку, не позволяет опускаться до уровня человека общества потребления, которому интересны только его физические наслаждения. Учитель активно привлекает в своей работе все виды искусства: живопись, музыку, театр. И замечательно, если это он делает не только на уроке, а во внеурочное время, когда можно в непринужденной обстановке обсудить увиденное и услышанное. А если он общается с детьми на природе, в походе, в поездке, насколько это обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его горизонты и взгляд на мир.
Печально наблюдать, как негативно влияют на образовательный процесс в школе отсутствие стабильности, постоянно изменяющиеся правила игры: ЕГЭ, ГИА, которые разрушают целостность воспитательного и образовательного процесса, создают ситуацию постоянного стресса не только для учащихся, но и для учителей. Вообще, возникает ощущение, что образовательную систему след за модернизацией поразил некий управленческий идиотизм, основанный на отсутствии единства в подходах к целям и задачам образования, а, вернее, отсутствия четких целей, подмена идеи воспитания и образования формалистскими штучками, в виде компетенций. Эти проблемы отталкивают молодых специалистов, не желающих работать в таких условиях. Но, думается, что еще есть запас прочности в кадрах старой закалки, в среднем поколении учительского сообщества, и не за горами то время, когда вольются в школу новые силы серьезных, думающих педагогов, воспринимающих свою профессию не только как способ зарабатывания средств, но и как миссию в гуманистической педагогике. Использованные источники:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены