РАЗРАБОТКИ
|
Организация исследовательской деятельности на уроках литературы при изучении повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»Белова Наталья Николаевна, Урок литературы в форме проектной деятельности: «Написание отзыва о книге на примере анализа повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» (7 класс)» Тема проекта: «Написание отзыва о произведении Б. Васильева». Цели: нравственное воспитание, создание условий для осознания обучающимися таких понятий, как патриотизм, дружба, преданность, взаимовыручка; воспитание внимательного и бережного отношения к русскому языку, художественному слову; укрепление позиций русского языка в современном культурном пространстве; популяризация нравственно-этических и патриотических знаний; воспитание интереса к чтению; формирование навыка активного осмысленного чтения; углубление знаний о стилях речи и жанровых формах. Задачи проекта: составление отзыва о книге военно-патриотического характера. Период работы над проектом – в течение трех уроков. 1. Первый урок Первая группа заранее познакомилась с основными чертами отзыва, с разновидностями отзыва (публицистический и научный отзыв), сообщила основные требования к отзыву как жанру, дала его стилевую характеристику. Вторая группа сообщила о том, чем отзыв отличается от аннотации, от пересказа, привела примеры отзывов, аннотаций на тему военно-патриотическую тему. Пример написания аннотации: Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие...». — М.: ДОСААФ, 1977. Пример написания отзыва: "А зори здесь тихие…" - есть ли в России человек, которому ничего эти слова не скажут? Человек, который смог бы забыть о том, что когда-то тишину разорвали грохот танков, рев военных самолетов, стоны умирающих. Эти слова - долгий рассказ о войне; войне, которая сломала жизни миллионов простых людей. Они, слова, повествуют нам о людях, самоотверженно защищавших свою родину и без сожаления отдавших за нее жизнь. Основанная на реальных событиях, написанная простым бойцом повесть Васильева стала "книгой памяти" русского народа. Я долго не могла перестать плакать после того, как прочитала книгу Бориса Васильева. Не знаю, кого я жалела больше молоденьких девчонок или бывалого Васкова. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич – все они погибли за Родину, а значит, за то, что любили. У каждой из них была своя судьба, у кого-то счастливая, у кого-то нет, но война сломала их жизни, заставила взять в руки оружие, пойти против своей природы. А они мстили ей, бездушной, кровавой войне; мстили, как умели или, вернее, как она сама их научила. У красавицы Жени враги отняли семью, ее поддержку и опору. Рита потеряла любимого мужа, но всепоглощающая ненависть к немцам вытеснила из ее сердца даже тоску, оставив в нем только любовь к сыну, ради которого она и жила. Лиза Бричкина - девушка, которая всю жизнь провела в ожидании счастья, до конца верила, что найдет его. Война помешала ее планам, и вместо счастья Лизу ждала смерть. Жизнь Гали Четвертак – одна сплошная мечта, и о войне она тоже мечтала, но "осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте". Соня, предпочитавшая танцам чтение, компаниям одиночество, на войну попала случайно и умерла тоже случайно. Пример написания рецензии: Третья группа работает со словарными статьями из толковых и литературоведческих словарей: даются толкования терминов «отзыв», «аннотация», «пересказ», «композиция произведения». Составление синквейна «отзыв»: Пример синквейна:
Необходимо построить урок так, чтобы выявить внутренние связи между сюжетно-смысловыми узлами произведения Б. Васильева. Не описывая всего хода работы, покажу общее направление в деятельности учителя и учащихся при изучении повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..." В этой повести можно выделить три сюжетно-смысловых узла: до боя с фашистами, во время боя, эпилог. В соответствии с композиционной структурой повести предлагаю три группы вопросов и заданий:
Эти вопросы по начальным эпизодам повести явились первой частью фронтального задания к уроку.
В работе над этим материалом повести было предложено пять индивидуальных заданий соответственно пяти образам девушек: пересказать историю жизни и обстоятельства смерти героини. Ответить на вопрос: почему победа оказалась на стороне слабых и неопытных девушек и старшины?
Особая роль при работе над отзывом отводится определению роли композиционных частей произведения, а именно, роли эпилога. 2. Второй урок Первая группа подготовила творческое задание-презентацию: сделала подборку книг на тему Великой Отечественной войны (список – 10 книг) с фотографиями обложек и иллюстрациями. Участникам других групп по итогам просмотра было предложено заполнить оценочные листы, которые заполняются по 2 любым из упомянутых в презентации книг: Оценочный лист О чём эта книга? (предположение – по названию, обложке) Вторая группа подготовила творческое задание-презентацию: рекламные ролики-отзывы о книге и фильме «А зори здесь тихие…» (продолжительность – 4 мин.). Цель ролика-отзыва – рекомендация книги другим читателям. Задачи ролика-отзыва – вызвать у зрителей интерес к книгам патриотического содержания, создать положительный образ-сигнал. 3. Третий урок На третий урок учащиеся приносят книги о Великой отечественной войне из наследия Б.Васильева. Индивидуальная работа: каждый учащийся пишет отзыв о книге. Иллюстрирует книгу с помощью приема цветописи (на иллюстративном листе посредством только цвета участник передает свое эмоциональное впечатление от книги). Структурируют материал для презентации в программе Power Point, где будут представлены лучшие отзывы на книги Б.Васильева и основные этапы работы над проектом. Участники обмениваются мнениями о том, что вызвало трудности при написании отзывов. Из представителей групп (по 2 человека от каждой группы) формируется редколлегия, которая оформит сборник отзывов в презентации в программе Power Point. Подведение итогов: цели проекта (общеобразовательная, воспитывающая и развивающая) выполнены.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены