РАЗРАБОТКИ
|
Читать - трудно? Читать - легко!Родители очень огорчаются, если их ребёнок, порой уже школьник, не любит книг и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина тому лежит в самом раннем детстве. К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не предают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. Биологи утверждают, что нервные клетки мозга формируются, в основном, до трёх лет. «После трёх уже поздно» - так тревожно назвал свою книгу японский педагог Масару Ибука, призывающий развивать своих детей с первых дней жизни. Раннее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до 3-4 лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребёнка с первых дней и месяцев жизни. Но к глубочайшему сожалению, не все родители обращают на это внимание, чем создают определённые сложности для своего ребёнка при поступлении в школу и дальнейший период его обучения. Надо отметить, что по оценкам психологов на успеваемость детей в школе влияет более 200 факторов, но умение читать правильно и быстро является самым важным фактором т.к. никому не надо доказывать, что в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивое внимание и как следствие –лучшая умственная работоспособность. Какими же способами и приёмами добиться улучшения качественного чтения? Расскажу о некоторых из них, которые использую в своей педагогической практике.Очень часто можно увидеть картину, когда родители заставляют ребёнка читать часами, чем подавляют унего желание читать вообще.Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что перед глазами, а то, что мелькает, ведь именно оно создаёт запоминание. Поэтому важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.Поэтому каждый урок начинается с пятиминутки чтения. Причём чтение происходит в жужжащем режиме. Когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Систематически использую такие приёмы, как многократное чтение и чтение в темпе скороговорки. При проведении многократного чтения следует учитывать различия в скорости чтения разных учеников, поэтому ориентируюсь на один и тот же промежуток времени. При повторном чтении этого же фрагмента произведения скорость чтения увеличивается естественным образом, чем вызывает положительные эмоции у учеников и желание читать. При чтении в темпе скороговорки ставится задача чёткого произношения окончаний слов. Упражнение длится не более30 секунд. Далее ребятам предлагается читать этот же фрагмент текста, но медленно и красиво. Дети читают, учитель их не останавливает и незаметно переходят на незнакомую часть текста, но читают её в том же повышенном темпе. У каждого ученика в классе есть тетрадь для проведения самозамеров навыка чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст ( каждый в своём темпе), замечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в тетради. Как, правило к концу недели скорость чтения увеличивается, что благотворно сказывается на отношение учеников к чтению. К детям, у которых не получается читать, а особенно на первых этапах обучения следует применять режим щадящего чтения. Когда ребёнок прочитает одну-две строчки, после этого получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически при работе текстом на экране с последующим прочтением и рассматриванием картинок. Стремление увидеть дальнейшие события подталкивает ребёнка на дальнейшее чтение. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти чтения, т.е. читая предложение из нескольких слов, ребёнок, дочитав до последнего слова, не помнит, о чём читал в начале предложения.Поэтому он не может понять смысл предложения. Для развития и становления оперативной памяти с первого класса провожу зрительные диктанты. В период обучения грамоты – каждый день. Тексты предложений составляю по возрастающей - от 7 букв до 50 знаков. Дети учатся запоминать прочитанное, а вместе с тем и упражняются в письме. Есть еще много интересных, а главное эффективных способов развития навыка чтения, таких как: «Созерцание зелёной точки», «Метод штурма», «Таблицы Шульте», упражнения на развитие периферического поля зрения, упражнения на подавление артикуляции во время чтения и другие. И я уверена, что при их систематическом использовании каждый ребёнок научится читать легко, свободно, с упоением. А чтение будет давать ощущение радости, легкости и уверенности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены