РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская деятельность младших школьниковЛ.А.Мишенцева , Исследовательская деятельность младших школьников. Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практически-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль при таком подходе играют проектно-исследовательские технологии. Начальная школа – важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской деятельности. Любой ребенок вовлечен в исследовательскую деятельность практически постоянно. Это нормальное, естественное состояние младшего школьника: разобрать игрушку, наблюдать за рыбками, за тем как летят снежинки. А чего стоят бесконечные почему и зачем? наша с вами задача – помочь ребенку не потерять интерес к окружающему миру, развивать любознательность , сделать исследования полезными и безопасными. На пути решения данной задачи может возникнуть ряд сложностей. Первая сложность – понять различие между проектом, исследованием и рефератом. Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенного результата, создание уникального продукта ( это может быть газета, книга, викторина, сценарий и т.д). Проект всегда делается по плану и конечный результат известен. Пример: выпуск книги «Лесная газета. Продолжение» Исследование – творческая работа, направленная на поиск истины, она не предполагает создание какого-либо продукта, конечный результат не известен заранее. Пример: « Исследование происхождение русских фамилий», «Определение витамина С в овощах и фруктах» Реферат – творческая работа, написанная на основе нескольких источников, результат заранее известен. Пример: «Развитие письменности: от папируса до компьютера» Экспериментальные работы – работы, суть которых воспроизведение известного, описанного в литературе опыта. Пример: «Выращивание кристаллов в домашних условиях» Остановимся на исследовательских работах. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями под руководством учителя, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность школьников не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе. Что надо сделать, чтобы дети не теряли дара исследователя и творца? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И, главное, как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования подрастающего поколения, приводящая к обретению самостоятельного мышления? Один из путей решения этих проблем я вижу в организации исследовательской деятельности. Сразу хочу уточнить, что в начальной школе речь может идти только об учебно-исследовательских работах (а не о научных). Малый жизненный опыт, небольшие знания в области естественных наук не позволяют выполнять детям 1-4 классов полноценные исследования. Рассмотрим структуру исследования. Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную [1. c. 49]. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений. В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана [2. c. 79]. Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Гипотеза в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов. И завершается работа выводами. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной. Тема: «Содержание витамина С в овощах и фруктах» Цель: «Проверить в каких овощах и фруктах находится наибольшее количество витамина С» Гипотеза: «Предположим, что общее мнение о самых богатых витамином С овощах и фруктах ошибочно» Задачи:
Методы:
Как видно полностью провести самостоятельно исследование детям начальных классов невозможно. Очень велика роль учителя и родителей. Для того, чтобы дети могли участвовать в исследовательской деятельности их необходимо обучать. Поэтому начиная с первого класса, мы проводим мини- исследования, сначала коллективные, затем в небольших группах и уже потом они выполняют индивидуальные исследования. Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Боевая готовность: как ребенку быстро адаптироваться к учебному процессу Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка Выбор экипировки для занятий роллер спортом детям младшего школьного возраста Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены