РАЗРАБОТКИ
|
Развитие диалогической речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью посредством драматизации и театральных игр.Н.А. Гилева У ребенка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены. Речь умственно отсталых школьников настолько слабо развита, что не может осуществлять и свою важнейшую функцию - коммуникативную. Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в процессе развития речи особое внимание уделяется элементам драматизации и театрализованным играм. Работа по этой теме начинается с изучения методической литературы. Основная цель - подбор специальных методов и приемов по развитию диалогического общения детей с взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста. Для достижения поставленной цели определен круг основных задач:
Все поставленные задачи реализуются через участие в школьных мероприятиях, в ходе учебно-воспитательного процесса, на основе программного материала посредством элементов малой драматизации и театрализованных игр, в трудовой деятельности. По мнению О.В. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские, что и делается по ходу изучения программного материала на уроках. Например, при изучении стихотворения «Птичья школа» игра-драматизация стала ведущим методом. В играх-драматизациях ученик, исполняет роль в качестве «артиста», под руководством педагога, создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Часто используются на уроках игры-имитации: образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста «Коньки купили не напрасно»; инсценировки произведений с диалогами «Зачем дети ходят в школу?», «Лиса и волк»; мини-постановки спектаклей (преимущественно это небольшие русские народные сказки). В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, а школьник, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, используя разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в процессе обучения: настольный, плоскостной, объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый) и др. Для проведения игр-драматизаций необходимы определенные требования:
На уроках чтения, развитие речи и во внеклассном чтении используется атрибутика, помогающая лучше почувствовать своих героев и погрузиться в мир произведения (экологическое панно, плоскостные фигуры, игрушки и др.) Так был изготовлен театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, различные маски – шапочки. Вначале слушается выразительное чтение произведения педагогом, рассматриваются иллюстрации, чтение по ролям с учащимися – этот приём позволяет сконцентрировать внимание детей на интонации речи персонажей. Чтение по ролям предполагает не просто читать реплики, а играть роль подсказанную содержанием диалога, что всегда активизирует воображение детей. Во внеурочной деятельности посещается театральная студия в дворовом клубе, где выбирается соответствующее нашим способностям произведение, оно обсуждается в деталях, придумываются костюмы героев постановки, распределяются роли (здесь учитывается желание ребёнка), неоднократно прочитывается текст и начинается репетиция. Так показаны сказки «Теремок» и «Колобок», а зрителями были учащиеся начальных классов. Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации школьника с ОВЗ в процессе осмысления им литературного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Наконец, театрализованная игра является средством речевого развития и самореализации ребенка с ОВЗ. Велика роль педагога в организации и проведении малой драматизации, игр. Она заключается в том, чтобы поставить перед учащимися четкие задачи, организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, очень важно осуществить индивидуальный подход. Следует подчеркнуть, что для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, приходится обращаться к одному и тому же элементу несколько раз, что способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Литературные произведения для драматизации и постановок следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с различными целями: развития восприятия речи, развития диалогической речи, развития речевой коммуникации. Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что у детей появляются навыки диалогической речи, они легче идут на контакт, охотнее отвечают на уроках и дают полные ответы, что доказывает правильность выбранных методов работы, которые можно рекомендовать коллегам работающим с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Топ-10 ошибок в воспитании, которые совершают многие родители Список учебных принадлежностей для учеников начальной школы Учим уроки дома (в помощь родителям) Развитие познавательного интереса у детей в логопедической группе детского сада "Живой песок" - использование кинетического песка в детском саду |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены