РАЗРАБОТКИ
|
Роль подвижных игр в развитии интеллектуального здоровья учащихся начальных классов.В современных условиях, когда мы требуем от наших детей прочных знаний и практических умений, перед педагогом стоит задача – организовать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы успехи в учении не ухудшали состояние здоровья ученика. Изучение литературы и практический опыт показал, что при поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, следовательно, ведущим к нарушению здоровья, является снижение двигательной активности почти наполовину. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. На основе вышесказанного была поставлена цель: организовать работу так, чтобы процесс обучения проходил интересно, в доступной форме и без перегрузок. Двигательная активность – один из биологических законов развития человека, который особенно активно действует в младшем школьном возрасте. Привести в действие этот закон мы можем через комплекс физкультминуток и дидактических приемов. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. В нашей школе активно используются следующие малые формы:
Этого недостаточно. В связи с этим хотелось бы сказать ещё об одной форме организации двигательной активности – это подвижная дидактическая игра. Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем. Подвижная дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, тем самым стимулирует и познавательную деятельность. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Итак, познавательно-игровая деятельность на уроках:
Анализ психолого-педагогической литературы по внедрению здоровье-сберегающих технологий в начальной школе (автор Ковалько) позволил систематизировать подвижные дидактические игры, применяемые на уроках в начальной школе. Предлагаю вашему вниманию подвижные игры с дидактической направленностью, которые можно использовать в период обучения грамоте:
Использование игровой формы при работе с математическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положительных эмоций и радости движений постепенно осознают значимость логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений. В первом классе с целью закрепления последовательности чисел провожу игры:
С интересом первоклассники участвуют в игре «С листком календаря», которую применяю с целью закрепления отношений «раньше», «позже», «было», «стало». В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения, оживляет урок, способствует снятию напряжения. С целью формирования вычислительных навыков провожу игры:
Все эти игры направлены на практическое овладение математическими знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Двигательный аспект подвижной игры с дидактической направленностью стимулирует закрепление математического материала. На уроках окружающего мира провожу игры – путешествия, игры – экскурсии, которые способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязь в природе. Примерами таких игр могут быть: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие на родину комнатных растений”, “Путешествие по нашему организму”, “Путешествие в лиственный и хвойный лес” и т.д. Использование разнообразных подвижных игр с дидактической направленностью способствует развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств. К подбору игр необходимо учитывать следующие требования:
Экспериментальное исследование позволило выявить, что уровень умственной работоспособности стал выше: на уроках мы охватываем больший учебный материал, к концу учебного дня у ребят сохраняется активность и бодрое рабочее настроение, снизилась заболеваемость ОРЗ и гриппом. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий. Личные наблюдения показывают, что любую двигательную деятельность школьник, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим удовольствием. Также любую познавательную деятельность школьник, одухотворенный радостью движения, познает более эффективно и без ущерба для своего здоровья.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье. Вовлечение семьи в процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста по средствами игр. В школу с удовольствием или со слезами? Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция Рекомендации родителям: "Как выучить стихотворение с ребенком" |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены