РАЗРАБОТКИ
|
Опыт работы и мастер-класс «Здоровьесберегающая деятельность учителя»
Блаженко Светлана Александровна. Начало этой работы относится к 2007 году, а с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования это направление здоровьесберегающей деятельности становится одной из центральных. С этой целью мною были изучены инновационные методы здоровьесбережения в учебном процессе, используемые учеными, ведущими учителями, чтобы применить их в своей практике. В настоящее время проблема здоровья детей и подростков в Краснодарском крае весьма актуальна. По результатам диспанстеризации школьников, состояние здоровья учащихся, в Краснодарском крае, характеризуется негативными тенденциями: если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения r 11 классу достигают 85%. Число близоруких детей увеличивается на 8.4%; количество детей с нервно-психическими – на 10.8%; с нарушениями осанки – на 14.9%. Моя основная цель как учителя – формирование доминанты на здоровый образ жизни. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой я стремлюсь. Основные задачи над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы вырастить их нравственно и физически здоровыми, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье. В 2008 году я разработала программу «Здоровье – богатство во все времена», которая предусматривает комплексный подход к здоровьесбережению, через урок и внеклассную работу. Работа ведётся по направлениям: учебно – воспитательная валеологическая работа, профилактическая, коррекционная, консультативная работы. В связи с этим я разработала программу валеологического курса «Сохраним своё здоровье», программу кружка «Экология и мы» (раздел «Здоровье человека и экология), провожу уроки с применением здоровьесберегающих технологий, организовываю исследовательскую и проектную деятельность по данной теме. Здоровьесбережение осуществляю на основе пяти методик Е.Г. Брындина и И.Е. Брындиной. Удачно комбинирую здоровьесберегающие технологии, предложенные Н.К. Смирновым: медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии. На всех этапах программы использую здоровьесберегающие образовательные технологии: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников; учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. Я стараюсь рационально организовывать урок. Плотность урока - не менее 60% и не более 80%; Количество видов учебной деятельности - 4-7. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности - не более 10 минут; Частота чередования не позже, чем через 7-10 минут. Количество видов преподавания - не менее 3-х; Чередование видов преподавания - не позже, чем через 10-15 минут. Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) - 2-3; Чередование позы - поза чередуется в соответствии с видом работы. Всегда наблюдаю за посадкой учащихся. Физкультминутки провожу - на 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого. Психологический климат - преобладают положительные эмоции; Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности - не ранее 40 мин. Применяю разнообразные формы здоровьесберегающих уроков: Урок – проект «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». Урок – устный журнал «Правильное и качественное питание – залог здоровья». Урок – рассуждение «Здоровье - богатство во все времена». Урок - конференция « Кто курит, тот жизнь свою губит». Урок – исследование «Пищевые добавки». Агитвыступление «Профилактика гриппа». Урок – проект «Грипп. На пороге эпидемии». Урок – исследование «Нарушение деятельности анализатора». Урок – круглый стол «Профилактика йододефицитных заболеваний». Урок - беседа «Молоко в рационе питания школьников». Урок – рассуждение «Польза и вред жевательной резинки» Мои ученики – ярые пропагандисты здорового образа жизни. Являются активными участниками научно – исследовательских конференций в районе и крае, где выступают с научно – исследовательскими работами по следующим валеологическим темам: «Вода, которую мы пьём», «Наращенные ногти: мифы и реальность», «Молоко в рационе питания школьников», «Пищевые добавки», «Растения в школе для уюта и здоровья. Паспортизация комнатных растений в БОУСОШ №1», «Мобильный телефон – вещь удобная, но не безопасная», «Исследование питания учащихся школы №1станицы Динской», «Экологический паспорт моего дома», «Группа крови – идентификатор личности», «Инфомания – болезнь 21 века, или SMS-мания», «Пылеулавливающие свойства комнатных растений», «Влияние бытового мусора на экологию станицы», «Моё поколение выбирает здоровье», «Влияние энергетических напитков на живые организмы и здоровье подростка», «Влияние наушников на слух подростка», «Правильный выбор минеральной воды», «Определение содержания нитрат – анионов в воде, водных средах, соках овощей и фруктов». В учебном процессе учащимися было разработано много проектов. Команда учащихся под моим руководством воплотили в жизнь проект по антинаркотической пропаганде, став победителями в районе и крае. Проекты: «Правила дорожного движения на улице», «Как организовать правильное питание», «Организация двигательной активности младших школьников на переменах». Работа над исследовательскими работами и проектами показала, что ценность здоровья как полноценной жизни нередко только декларируются, а на деле ребята ничего не делают для того, чтобы сохранить, улучшить свое здоровье. Причинами этого выступают невежество, недостаток общей культуры, чаще – неумение правильно в соответствии с имеющимися возможностями, организовать свою жизнь и неумение беречь собственное здоровье и здоровье окружающих людей. Результаты проектной и исследовательской деятельности учащиеся размещают на страницах районных газет. В программе кружка «Экология и мы» большой раздел имеет здоровьесберегающее направление «Здоровье человека и экология». В теоретической части программы рассматриваются такие темы как: Экологические основы здорового поведения человека; влияние окружающей среды на здоровье человека; загрязнение окружающей среды и связанные с этим болезни, экологические основы пищевого поведения человека и т.д. В практической части программы выполняются исследовательские и проектные работы. Велика роль моя в здоровьесбережении и как классного руководителя - это и организация горячего питания, осуществление контроля за физическим воспитанием учащихся и педагогический контроль занятий физкультурой; борьба с гиподинамией: проведение физкультминуток; проведение классных часов по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Осуществляю профилактику травматизма среди учащихся. Особое внимание уделяю пропаганде и организации спортивно – массовой занятости учащихся класса, регулярно осуществляю анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Формирование здорового образа жизни провожу через эколого-познавательные туристические походы. Результативность опыта: наблюдается тенденция снижения числа заболеваний на 6% в течение шести лет (2008 – 2013гг); 5А – 10А. Данная диаграмма показывает стабильное снижение по всем группам заболеваемости: ЛОР - заболеваемости в среднем на 1%; заболевания зрения в среднем на 1%; количество диспансерных больных снизилось в среднем на 2%. Существенно сократился (на 3%) показатель заболеваемости опорно-двигательного аппарата. Это, несомненно, является результатом внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья детей. Результативностью являются и высокие достижения учащихся в конкурсах, фестивалях, проектах, викторинах по направлению здоровьесбережения. Я сама регулярно повышаю свой уровень по данному направлению, неоднократно становилась победителем и призером конкурсов по данной теме, но самая для меня значимая – это Победа на районном и призер на краевом конкурсе «Учитель Здоровья России - 2013» Считаю, что моя деятельность по здоровьесбережению способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. Мастер – класс для учителей биологии "Методические приёмы по здоровьесбережению" Предлагаю разделиться на две команды Учитель: Итак, мы начинаем конкурсную программу. Обсудите, как понимать следующие высказывания: 1 – й команде:
2 – й команде:
Задание 2: «Черный ящик»
Задание 3: «Сочини стихотворение» Учитель: Говоря о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они подстерегают нас на каждом шагу. Ученые говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился… Следующий конкурс заключается в том, чтобы команды в течение 10 минут сочинили стихи о том, как уберечься от стресса, исходящего от рекламы, улицы, телевизора и т.д. Задание 4: «Собери пословицу» Учитель: уважаемые команды, следующий конкурс «Собери пословицу». За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл и кто первый.
Задание 5: Аукцион пословиц о здоровье (Вспомнить и назвать пословицы о здоровье) Задание 6: Конкурс капитанов. Учитель: следующий конкурс «Конкурс капитанов», каждый вопрос 1 балл, время ограничено – 1 минута. Вопросы 1 – й команде:
Вопросы 2 – й команде:
Задание 7 Отгадать ребус (зашифрованы названия заболеваний пищеварительной системы) Аскаридоз, гастрит. Задание 8: Написать мини - сочинение на тему: «Как я понимаю слова Б.Шоу: «Сигарета – бикфордов шнур, на одном конце которого огонёк, а на другом – дурак»? Задание 9: «Заморочки из бочки» Вопросы:
Подведение итогов.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены