РАЗРАБОТКИ
|
Игровые методики на уроках литературы в условиях санаторной школы-интернатаШедогубова Елена Петровна Цель статьи состоит в том, чтобы обосновать правомерность и целесообразность частого применения игровых методик на уроках литературы как в младших, так и в старших классах в условиях интернатного санаторного учреждения. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Детская игра – исторически древнейший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых, и направлена на познание окружающей действительности. Игра является благодатным предметом изучения самых разных наук – истории культуры, этнографии, психологии, педагогики и т.д. Этому «детскому» вопросу посвящены серьезнейшие работы Г. Спенсера (теория «избытка сил»), К. Гросса (теория предупреждения), В. Штерна, З. Фрейда, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С. Соловейчика и др. Достаточно долгое время существовало непреложное мнение, что учение – это тяжкий труд, принуждение, насильственные действия. На смену этой точке зрения пришла, к счастью, иная: «Учение с увлечением», а увлечь ребенка способна именно игра. Педагогические игры – это практически необъятная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Самое главное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в четкой направленности на обучение в процессе игры и в результате ее. Игра при разумном и профессиональном подходе позволяет обеспечить учащемуся комфортные условия на уроке, реализовать свой творческий потенциал, умение работать самостоятельно, в паре, в команде, подчиняясь заранее оговоренным правилам. В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:
Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов. Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников, но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение. Для соединения дидактических и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение игроков, обеспечивают им равные условия, выступают регулятором игрового действия. Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру. Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся. Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора. Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями, шарадами, ребусами, командными играми (литературный КВН, Брейн-ринг и т.д.) Для старшеклассников характерен интерес к социальным явлениям и собственная роль в жизни общества. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, общении, поиске решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. О всех возрастных особенностях учащихся учитель помнит при организации игр. Значение игровой технологии состоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнерские. Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д. МЫ ИГРАЕМ В … «ЛИТЕРАТУРУ» Уроки литературы в школе, с одной стороны, являются благодатным полем для применения самых разнообразных видов игр на всех этапах обучения от младших классов до старшеклассников. С другой стороны, не секрет, что в наш век Интернет-засилья, отсутствия интереса к чтению, утраты навыков чтения в целом учитель остается один на один с злободневной проблемой: как вернуть школьнику интерес к чтению, как ненавязчиво и исподволь «подружить» его с школьной программой по литературе. Вот здесь на помощь может прийти игра как в 5-8 классах, так и в старших классах. Хотелось бы поделиться опытом применения игровых технологий на уроках литературы при работе с детьми из социально-неблагополучных семей, с невысоким уровнем знаний и с отклонениями в поведении. При таких условиях на первый план выдвигается медицинская заповедь «Не навреди», на мой взгляд, безусловно подходящая и для современной педагогики в целом, и для педагогов, работающих в интернатных учреждениях. Для того чтобы увлечь детей чтением, работой с литературным текстом, его анализом, научить их устной и письменной речи можно использовать, к примеру, игры такого типа. При изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» играем в игру «Писатель». Участники: 2-3 «Гоголя», 2-3 критика – жюри. Условия: Я – Гоголь, я решил переписать пьесу и превратить ее в повесть. Объем: одно действие пьесы, (для учеников со слабой подготовкой – одно явление). Выбор материала: из предложенных учителем вариантов предоставить классу, а не участникам; можно устроить жеребьевку. Дано: карточки с устаревшими словами и выражениями, которые обязательно употребить в работе, текст-первоисточник. Время: оговаривается участниками. Итоги: подводят выборные «злые и добрые» критики. «В огромную гостиную дома городничего впопыхах вбежал с распечатанным письмом в руках почтмейстер. Он был растерянным и обомлевшим, наверное, поэтому он и не обратил внимания на Сквозник-Дмухановского, а обратился ко всем гостям. Он кричал, что произошла ошибка, что ревизор вовсе не ревизор, а черт знает что. Это страх и любопытство заставили его распечатать письмо с адресом «в Почтамтскую улицу», а там оказалось такое… Гости вырывали друг у друга письмо, читали хлесткие замечания о себе, о других и о самом городничем. Только что они низко кланялись ему, а теперь издевались и смеялись над ним. Чтение этого письма превратилось в какой-то конец маскарада. Все сорвали маски, а тут как гром среди ясного неба – приехал настоящий ревизор и требует всех чиновников к себе!». Очень интересна для учащихся игра в «Литературное письмо». 2-3 участника Условие: написать письмо придуманному персонажу от имени персонажа действующего. Объем: оговаривается участниками, примерно равный. Выбор материала: предоставлен классу из предложенных учителем вариантов. Дано: исходный текст, карточки с ключевыми словами и выражениями, обязательными для участников. Время: оговаривается участниками. Итоги: подводит выборное жюри. «Любезный брат Василий Кузьмич! Даже в 11 классе учащиеся охотно участвуют в такого рода игре-перевоплощении. На одном из уроков мы разыграли сцену суда над Раскольниковым: «адвокат, прокурор и судья» сами выбрали себе роли, написали текст выступлений. Вот, к примеру, «явка с повинной» Родиона Раскольникова. «Милостивый государь Илья Петрович! Игра на уроке литературы может «отнять» 5-10 мин (викторина «Угадай героя» - клише ТВ-игры «Угадай мелодию», брифинговая игра «Кто есть кто» - демонстрируются портреты поэтов и писателей - необходимо дать максимальное количество верных ответов), а может стать основой всего урока. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подобного рода игры стимулируют учащихся к поиску необходимой информации в тексте, умению ее извлечь, обработать, интерпретировать и представить на суд «зрителей» за ограниченное количество времени в рамках, к примеру, одного урока. Игры другого плана, о которых уже упоминалось ранее, нацелены скорее на использование уже имеющихся знаний, хотя и они имеют свои несомненные достоинства: развивают умение работать с использованием различных стратегий поведения (одиночных, парных, групповых, командных). Таких игр в копилке каждого учителя огромное множество, важно уметь варьировать и компоновать игры с запланированными этапами урока, подстраивать ритм игры под психоэмоциональное состояние детей и никогда не «навязывать» игру авторитарными методами. Самый удачный, по моему мнению, вариант введения игры в ткань урока – детское «А давайте поиграем…». Насколько игра вписывается в урок, выстроенный с требованием ФГОС? Вспомним технологический процесс подготовки урока современного типа. Он по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Требования к современному уроку можно сформулировать следующим образом:
Учитель не дает знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать это самим учащимся, предугадывает затруднения учеников и моделирует ход урока, исходя из ситуации. Традиционная классно-урочная система обучения не позволяет применять игровые технологии в массовом порядке, но игра ведь и не является самоцелью в процессе обучения. В педагогической практике она обладает четкой учебно-познавательной направленностью и направленность эту обеспечивает именно педагог, исподволь организовывая и координируя деятельность учащихся. Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетания элементов игры и учебы во многом зависят от понимания педагогом функций «педагогической» игры, его личного видения ее роли и места в педагогическом процессе. БИБЛИОГРАФИЯ
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены