РАЗРАБОТКИ
|
Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в службе ранней помощиВведение Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Родители, часто недооценивают развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость. Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, мы специалисты СРП стараемся в процессе образовательной деятельности показать, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения. Мы хорошо знаем, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. С помощью сказки можно развить у ребенка:
Сказка в групповой работе с детьми Сказки очень важны для развития ребенка, но важно при этом подбирать сказки, подходящие по возрасту и уровню развития ребенка. Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно? В своей работе мы стараемся подбирать сказки исходя из возможностей каждого ребенка, в силу его возраста, возможностей, степени развития. Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. При показе или чтении можно подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. Одну из таких сказок с применением игры с водой «В гости к уточке» мы разработали и апробировали в Службе ранней помощи. В совместной деятельности логопеда и дефектолога принимали активное участие не только дети, имеющие нарушения развития, но и их родители. Это увлекательное путешествие заставило окунуться в мир сказки не только детей, но и взрослых. Все старались помочь и посочувствовать сказочным персонажам. Помогали маме – уточке найти и покормить утенка, а также научить его плавать и нырять. Для другой группы воспитанников Службы ранней помощи третьего года жизни мы использовали сказку «В гостях у сказки курочка Ряба». Как специалисты дефектолог и логопед мы постарались разработать сказку, таким образом, что бы дети с родителями стали активными участниками игрового процесса. Целью являлось формирование навыков игрового взаимодействия детей и взрослых по средством русской народной сказки «Курочка Ряба». В ходе деятельности решались задачи:
Сказка в индивидуальной работе с детьми Сказку в Службе ранней помощи мы используем не только в групповой образовательной деятельности, но и в индивидуальной. Сказка «Курочка Ряба» использовалась нами и в индивидуальной работе с детьми с Синдромом Дауна. Мы учили родителей закреплять знакомство ребенка со сказкой, пересказывать ее, обыгрывать. Родители учились не только играть с ребенком в сказку, но и знакомить его с окружающим миром, вызывать у него различные звукоподражания, развивать сенсорные способности. В ходе игры ребенок с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их, тем самым тренируя свой речевой аппарат. Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка в изодеятельности Мы берём в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями. Очень большой объем материала был разработан и использован нами в Службе ранней помощи по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» в изо-деятельности. Это большая находка, когда можно совместить несколько видов деятельности. Рассказ и показ сказки, аппликация и рисование. Ничто так не увлекает ребенка как творчество. Вот мы и решили совместить приятное с полезным. Рассказывая и выкладывая постепенно персонажей плоскостного театра из сказки «Репка», дети при помощи взрослого выбирали своих персонажей сказки (напечатанных и вырезанных заранее из раскрасок) и приклеивали их на лист бумаги в той же последовательности. В конце им давалась возможность раскрасить свою сказку. Детям очень нравилось сажать свою репку и звать на помощь бабку, внучку, Жучку, Мурку и мышку. Во время игры малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию. Результат такой деятельности, довольны дети и счастливы родители! Сказка в работе с родителями. Домашние задания. Полученную на занятиях информацию родители закрепляют и отрабатывают с детьми дома. Мы тесно сотрудничаем с родителями, даем им консультации, советы по развитию и воспитанию детей. В прошлом году мы применяли с родителями такую форму работы как домашние задания. Родителям предлагалось придумать, изготовить и продемонстрировать любую игру (музыкальную, подвижную, пальчиковую, театрализованную, дидактическую) с использованием сказки в игре со своим ребенком. Сначала родители приняли это задание очень настороженно и неохотно, но потом нам не хватало времени на, то чтобы каждый родитель мог показать и рассказать свою игру. Мы решили на этом не останавливаться и продолжили такой опыт в этом году. Такая форма работы оказалось очень полезной нам и родителям наших воспитанников. Они самостоятельно подбирать, изготавливать игры, пособия для игр и развития детей, а самое главное играть вместе со своим ребенком в эти игры. Информационные стенды. Не остается без нашего внимания и оформление стендовой информации для родителей. И тут тоже не обходиться без сказки. Мы регулярно пополняем и обновляем информацию на стендах, изготавливаем различные буклеты, чтобы родители имели возможность забирать их домой. Отметим, что такая форма работы с родителями нашей службы имеет значительный спрос, они с интересом просматривают информацию, разбирают буклеты и с нетерпением ждут новых. Сказки руками родителей Еще об одной форме работы с родителями мы хотим вам рассказать. Это изготовление атрибутов для сказки своими руками. Задача, казалось бы, непростая, но главное желание, а там все получится. Вот у нас так и получилось. Поставили мы перед родителями задачу, смастерить для театра домик или ширму для сказки. А еще и кукол для театра разных. Папам - домик, мамам - кукол. Сказано – сделано! Через неделю родители удивляли нас своим мастерством. Сказка и современные информационные технологии В своей работе мы как специалисты так же стараемся использовать различные современные информационные технологии. В подготовке сказок для использования в образовательной деятельности с детьми в службе ранней помощи нами был разработан такой материал как:
Такие презентации являются неотъемлемой частью нашего коррекционно-развивающего процесса. В обычном общении в семье ребёнок привыкает пользоваться лишь не большим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, в деятельности с использованием сказки ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. В заключении Отвечая на вопрос: "Как правильно читать ребенку сказку?", мы считаем, что в первую очередь читать нужно с удовольствием, эмоционально и, по возможности, по ролям – изменяя голос в зависимости от персонажа, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Если бы у маленького Саши Пушкина не было бы такой замечательной няни, мир мог бы не узнать впоследствии великого поэта.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены