РАЗРАБОТКИ
|
Развитие познавательного интереса младших школьников.Извекова Ирина Александровна, учитель высшей категории начальных классов МКОУ СОШ №92 города Барабинска Новосибирской области В контексте названных проблем со всей очевидностью встает проблема развития у учащихся в процессе обучения познавательного интереса, который обладает мощными побудительными и регулятивными возможностями в саморазвитии школьника. Познавательный интерес - это специфический, непосредственно связанный с личностным развитием, мотив учебной деятельности ученика, без которого его деятельность как субъекта в процессе учения не может иметь учебного характера. Познавательный интерес, понимаемый таким образом, является основным новообразованием младшего школьного возраста, способствующим приобретению в начальные сроки умения учиться, а не только освоению учебной программы. Важен тот факт, что в этом возрасте происходит интенсивное формирование интеллектуальных, познавательных, творческих способностей. Отправной точкой, стимулирующей протекание всего процесса обучения для младшего школьника, становится интерес к познанию, к творческому самовыражению. Интерес проявляется как стремление, желание детей познать что-то новое, неизведанное. Интерес активизирует мышление, а познание невозможно без активной мысли . Вся познавательная деятельность для младшего школьника становится личностно-ориентированной, приобретает эмоционально-мотивированный характер, способствует самостоятельному решению мыслительных задач и творческому поиску, приводит к удовлетворению от приобретенных знаний и оригинальных находок. Анализ различных теорий формирования умственных действий показал, что эффективность достижения положительного результата возможна лишь при условии наличия у детей интереса в процессе познания. Теоретические положения о структуре творческой активности личности в познавательной деятельности позволили определить, что высшая ступень познавательной активности - творческая активность. Характерным для проявления творческой активности в младшем школьном возрасте являются: выбор новых, оригинальных, нестандартных путей решения познавательных задач; самостоятельность учащихся; широта ассоциативного ряда, неординарное использование предмета в новом качестве; богатство и разнообразие идей в творческом поиске. Существенная роль в данном проявлении принадлежит индивидуальному опыту ученика. Усилия учителя должны быть приложены к развитию данного опыта. Творческая активность, интерес к процессу познания изменяет и характер организации деятельности. В структуру творческой познавательной деятельности младших школьников, включенную в учебно-воспитательный процесс, входят следующие ее виды: познавательная, предметно-практическая, игровая, художественная, эстетическая. Общение рассматривается как особый вид деятельности и должно быть приоритетный. Таким образом, творческая познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация и развитие индивидуальных познавательных интересов, возможностей и способностей ребенка, нацеленность на открытие новых и интересных знаний, воспроизведение известных, но новых для ребенка ценностей. Включение младшего школьника в такую деятельность побуждает его проявлять активность в процессуальной стороне деятельности, что приводит к ярко выраженному стремлению мыслить, преодолевать умственные препятствия, самостоятельно находить решения. Конечным результатом включения в творческую познавательную деятельность является приобретение мотивационной основы для выполнения обязательных учебно-познавательных задач Как показало теоретическое рассмотрение механизмов действования познавательного интереса он проходит несколько стадий развития:
Формирование интереса-потребности, как устойчивой черты личности, требует от учителя правильного отношения к уровням, стадиям его развития. Анализ опыта учителей начальных классов показал, что, используя различные приемы занимательности, возможно, вызвать у учащихся состояние любознательности, любопытства, эмоционального отношения к новым знаниям (т.е. интерес-переживание). Однако увлечение внешними стимулами не способствует развитию деятельного познавательного интереса и интереса-потребности. Лишь при целенаправленной последовательной педагогической деятельности возможно вызвать у учащихся стремление проникнуть в познавательную область. Для развития и формирования познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период свой жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из подходов является дидактическая игра - сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрение ребёнка в мир познания. Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многогранными и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети. В спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности - проверка полученных знаний на практике. Особое место занимают кроссворды. Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр идёт движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру – работу, если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Подбирая игры к уроку, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. В таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знаний. В своём классе использую следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т. д.); уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала; уроки – путешествия, уроки – фантазии: урок – сказка, урок – сюрприз, урок – отчёт, урок – исследование, устный журнал. Уроки на местности и другие. Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому предмету. Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены