РАЗРАБОТКИ
|
Развитие логического мышления учащихся на уроках математикиЧеловек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, т.е. эмоцией. Образцов С.В. Инновации в образовании в настоящее время рассматриваются как новшества, которые открываются и внедряются в педагогическом поиске. Традиционные технологии, сколько бы их не усовершенствовали, не могут в настоящее время стать программой развития ребенка. Современный учитель не должен быть информатором, а призван помогать ученику овладеть способами познания. Мне, например, будет обидно, если мой выпускник, выйдя из гимназии, скажет словами Николая Гладкова: «А школа мало мне дала, Теперь предмет математики для учителя - не цель научения, а средство овладения познавательной деятельностью, в которой задействованы творческий потенциал личностей и учителя, и ученика. Говоря об опыте работы в преподавании математики, необходимо говорить и о потенциале мыслительной деятельности учащихся. Три основных раздела мыслительной деятельности:
Если нам будет известна разносторонняя информация о способностях и деятельности каждого ученика, то можно повысить способность учащихся четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Целенаправленная работа по развитию логического мышления учащихся ведется мною на уроках и в кружковой работе. Приведу ряд упражнений, при решении которых учащиеся применяют математические понятия, развивают культуру мышления. №1. Приведите примеры геометрических понятий, которые выражаются: а) одним словом, б) двумя словами, в) тремя словами. Ответ: а) квадрат; б) тупоугольный треугольник; в) средняя линия трапеции. №2. Перечислите известные вам свойства прямой. Укажите не менее четырех свойств. Ответ: Прямая не замкнута, бесконечна, делит плоскость, в которой она лежит, на две части, определяется любыми двумя своими точками. №3. Найдите геометрические свойства, общие для прямой и окружности. Ответ. Прямая и окружность делят плоскость, в которой они лежат, на две части. Прямая и окружность являются линиями постоянной кривизны. №4. Укажите свойства: а) присущие всем треугольникам (основные, или необходимые свойства); Ответ: Так как в школьный курс математики введен раздел «Комбинаторика», необходимо на уроках в 5-8 классах в план урока включать задачи такого типа: В чем различие следующих предложений:
Ответ:
Учителю необходимо обращать внимание на то, как отвечает ученик при решении таких задач. Речь ученика должна быть убедительной, краткой, ясной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции. Рассмотрим предложения, относительно которых имеет смысл говорить, что они являются истинными или ложными. Проверьте, справедливы ли утверждения:
Ответ. Выполняя такие задания, учитель без труда определит, понял ли учащийся теоретический материал или предложенную задачу. Ученику необходимо показать в своем ответе не столько запоминание, сколько умение разбираться в структуре рассуждений. Учащийся должен знать, что опираясь на основные понятия, строятся рассуждения, из рассуждений строятся умозаключения, то есть доказательства. Рассмотрим следующие примеры: 1) Как опровергнуть утверждение: «Если число делится на 5, то оно оканчивается цифрой 5»? Ответ: Указанием контрпримера. Например, 20, 100 и т. д. 2) Какое значение при доказательстве теорем имеет чертеж? Ответ: Чертеж имеет лишь вспомогательное значение как «наглядное пособие», иллюстрирующее наши рассуждения. 3) Докажите следующее утверждение от противного: Ни при каком целом n частные: n-6n - 5 15 и 24 одновременно не являются целыми числами. Решение. Предположим, что одновременно при некотором nЄ Z 4) В каждом из следующих примеров найдите условие и заключение: а) аb ≠ 0; аb › 0. Решение аb › 0 → аb ≠ 0. Решение: аd=bсbd Подобные задания развивают у учащихся логическое мышление. И последнее. В своей работе придерживаюсь трех заповедей Пойа Д.:
Именно на уроках математики ученик должен привыкать к краткой,предельно четкой и логически отточенной речи. Литература.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены