РАЗРАБОТКИ
|
Необычные задания обычной химии“Знание только тогда знание, когда приобретено В период коренных социально-экономических преобразований в стране школа призвана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к принятию нестандартных решений. Конечно же, нельзя отрицать значимость прочных знаний обучающихся, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗы, но в то же время гораздо важнее, чтобы учащиеся за годы обучения в школе овладели комплексом способов взаимодействия с реальностью, которые позволят им активно и ответственно социализироваться в любых сферах деятельности. Каждый ребёнок от природы наделён способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т. д. Важно в процессе обучения развить эти способности. Приходя впервые в кабинет химии, многие учащиеся интересуются химией как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес к концу второй или третьей четверти. Ведь изучать химию в школе трудно! Тем более, если с самого начала это дело не ладится, то вскоре всё становится непонятным, а значит, скучным. Другое дело, когда возникает интерес - тогда дело идет на лад, тогда хочется узнать больше, разобраться в некоторых вопросах глубже. Во время урока невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы интерес учащихся не только не угас, но наоборот стал ещё больше. При этом должен и изменяется сам характер организации учебного процесса. Ведь существующая система образования в значительной степени построена, на передаче знаний от учителя к ученику, что не позволяет личности самой строить своё знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Этот подход к образованию не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой. Важнейшим фактором, обеспечивающим сознательное усвоение материала, является: использование различных по форме и содержанию творческих заданий, которые развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, совершенствуют умение ориентироваться в мире научной информации и отбирать научные факты. Задания рассчитаны прежде всего на размышление, анализ, самостоятельное решение проблемы, моделирование ситуаций. Именно поэтому некоторые из представленных ответов могут рассматриваться только как варианты, и далеко не единственные. Приведу примеры таких творческих заданий. Неорганическая химия. Тема «Металлы». Задание. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь. Задание. На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы. Ответ. Улиткам требуется кальций, идущий на построение раковины. Если заменить меловую краску краской на масляной основе, то проблема, по-видимому, будет решена. Задание. Художники-реставраторы отмечают, что картины, написанные масляными красками, очень быстро тускнеют. Особенно белая краска со временем приобретает серый оттенок, что, естественно, влияет на качество картины. Что же происходит с белыми красками на воздухе и как это можно предотвратить? Ответ. Белый пигмент — это свинцовые белила. Это вещество представляет собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в воздухе, образуя сульфид свинца (II) соединение черного цвета: РЬСО3 + H2S = PbS + H2COs Если же обработать накопившийся PbS пероксидом водорода, то образуется сульфат свинца (II) - соединение белого цвета PbS + 4Н202 = PbS04 + 4Н20 Таким способом можно реставрировать почерневшие картины, написанные маслом. Тема «Минеральные удобрения». Задание. Чем можно объяснить, что в конце лета на огуречных грядках, когда урожай почти весь собран, встречаются огурчики - «уродцы»? Одни из них похожи на скрюченный перец (хвостики огурчиков тонкие и загибаются), другие — на непривлекательную грушу. Ответ. Огурцы, похожие на скрюченные перцы, вырастают на грядках, когда растениям не хватает азота, а плоды напоминающие грушу, — если недостает калия растениям в больших количествах. Задание. В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Атропова и В.И.Завьялова " Начальный курс гигиены для средних учебных заведений" (1915 г). Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это можно выявить? Ответ. Капнуть уксусной кислоты. Выделение СО2 указывало на присутствие гидрокарбоната натрия. Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию? Ответ. Капнуть спиртовой раствор йода. Синее окрашивание изобличало нечестных торговцев. Задание. Античные сооружения Акрополя в Афинах за пе¬риод времени с I960 по 1980 г. пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за два с половиной предыдущих тысячелетия. Чем это объясняется? Ответ. Причина такого положения в том, что атмосфера Афин оказалась чрезвычайно загрязненной выбросами промышленных предприятий и транспорта. Специалисты выяснили, что предприятия и транспорт выделяют в атмосферу так много S02, что этот оксид выпадает на землю в виде кислотных дождей. В атмосфере оксид серы (IV) окисляется до оксида серы (VI): SO2 + 02= 2SO3 Образующийся оксид серы (VI) реагирует с влагой воздуха, и поэтому появляются облака, которые несут кислотные дожди Кислотные осадки воздействуют на мрамор древних статуй и колонн, усиленно их разрушая: СаСО3 + H2S04= CaS04 + С02+ Н20 (мрамор) По этой же причине несколько лет назад из Летнегосада в Санкт-Петербурге все подлинные статуи, являющиеся произведениями искусства, были убраны и заменены копиями. Органическая химия. Тема «Белки». Задание. Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее отопления? Ответ. Из чего обувь? Натуральная кожа образована из белков - коллаген, кератин, эластин. Как влияет температура? Происходит денатурация - нарушение естественной структуры белка, разрыв связей, поддерживающих II и III структуры и деструкция - разрушение макромолекул белка, с выделением газообразных веществ - NH3 , H2S, CO2 и т.д. (Эти процессы изменяют прочность кожи и размер обуви). Задание. Почему женщины, изображённые на картине французского художника Жана Франсуа Милле "Прачки" имеют красные опухшие руки? Ответ. В горячей воде происходит гидролиз мыла с образованием щелочи, которая разъедает руки. Ответ. Жиры молока - источник энергии для детёнышей. Нерегулярное кормление, быстрый рост детёнышей, высокая активность животных и большая отдача тепла во внешнюю среду - причины высокой жирности молока самок дельфинов. Задание. У какой рыбы, обитающей в озере Байкал, жир играет роль плавательного пузыря? Ответ. Тело голомянки из-за высокого содержания жира (35-40%) прозрачно. Жир позволяет ей обитать на большой глубине (до 1000м) и жить при круглогодичной температуре 3-50 С. Тема «Углеводороды». Задание. Как образуются "блуждающие огоньки" на болоте? Ответ. При гниении растительных остатков на дне болот под влиянием микроорганизмов образуется болотный газ - метан, который способен самовоспламеняться на воздухе, порождая "блуждающие огоньки". Тема «Углеводы». Задание. Почему недостаток глюкозы в организме вызывает потерю сознания? Ответ. Глюкоза служит главным субстратом тканевого дыхания и должна поступать в клетки непрерывно. Особенно чувствительны клетки головного мозга, которые не могут использовать другие метаболиты в качестве источника энергии. Недостаток глюкозы вызывает потерю сознания. Тема «Высокомолекулярные соединения». Задание. Почему нельзя делать птичьи домики из пластмассы? Ответ. Пластмассовые домики крайне опасны для птиц, т. как пластмассы в отличие то дерева не способны впитывать влагу и через мельчайшие поры выпускать её наружу. Поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, поглощаются подстилкой и не покидают домик. В домике образуется повышенная влажность, которая губительна для птиц. Опыт показывает, что творческие действия учащихся не возникают произвольно, их нужно целенаправленно развивать в процессе обучения. Творческие способности у школьников рождаются в процессе формирования их познавательной активности и самостоятельности. Поэтому при составлении вопросов важно учитывать, что вопросы должны сочетать научность, проблемность и занимательность, иметь познавательную и практическую ценность, базироваться на внутри- и меж предметной основе. Творческие задания, вклиниваясь в процесс обучения химии, обогащают его новыми методическими приёмами и формами работы, побуждают осуществлять поиск новых знаний, путей и способов их решения в новых непривычных, нестандартных условиях, вызывают интерес и опираются на прежний опыт. Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Всего комментариев: 1
1
bukina_lv • 19:03, 24.02.2017
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены