РАЗРАБОТКИ
|
Палочки Кюизенера в системе развития логического мышления дошкольниковУмственное развитие дошкольника – важнейшая составляющая часть его общего психического развития, подготовка к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Работа над развитием мышления ребенка будет эффективной тогда, когда воспитатель включит ее во все виды детской деятельности: в занятия, труд, игры, наблюдение за явлениями природы, обсуждение ситуаций, рисование с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, работает, выполняет поручения взрослого. Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более, старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления (сравнение, синтез, анализ, классификация), труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на пути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» [4]. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль отводится и уровню мыслительной деятельности дошкольника [9]. Используя материалы данной разработки, можно развивать логическое мышление, работая по любой программе дошкольного образования. Она подразумевает активное использование в работе с детьми схем, таблиц, моделей. С их помощью ребенок учится концентрировать внимание на предмете, обдумывать свои действия, принимать верные решения. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы исследования, готовность к логическому познанию. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. В нашем дошкольном образовательном учреждении популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера. Этот дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность [10]. Несмотря на то, что имеется достаточное количество литературы по данному направлению, при ее изучении даже опытный педагог не всегда может из множества предложенного материала вычленить то самое необходимое, что позволило бы ответить на следующие вопросы:
После нескольких лет наставничества молодых специалистов, студентов, заметила, что они испытывают затруднения в организации образовательной работы по развитию логического мышления, допускают массу ошибок. Поэтому основной целью моей работы стало создание методической разработки «Палочки Кюизенера в системе развития логического мышления дошкольников», в ней можно было бы объединить разнообразные педагогические способы и приемы развития логического мышления у дошкольников в образовательном процессе. Благодаря данной разработке педагог сможет получить теоретические знания о важности и необходимости организации работы по развитию логического мышления дошкольников, наглядно увидеть и понять с чего начинать работу, что делать и как оценить результат, тем самым создавая оптимальные условия для всестороннего развития детей. Комплексность представленного практического и теоретического материалов позволяют любому педагогу решать следующие задачи:
Данная разработка представляет собой пакет теоретического и практического материала.
Для определения эффективности проводимой работы и ведения мониторинга результативности, мной были использованы два вида диагностики, которые, на мой взгляд, дают возможность изучить влияние организованной практической деятельности на:
Комплекс содержит пакет диагностического инструментария: критерии и систему оценки, способы выявления, фиксирования, сохранения результатов для дальнейшего анализа. Мониторинг осуществляется с использованием следующих методов:
Полученные данные обрабатываются (проставляются баллы), результаты заносятся в таблицу. Показатели общего развития воспитанников группы стабильно выше средних показателей развития дошкольников по параллели и детского сада в целом. Повторяемость высоких результатов в каждом новом наборе детей группы (два выпуска воспитанников) - наглядно подтверждают положительное влияние индивидуального Результаты диагностики, успехи воспитанников и моя личная заинтересованность в продолжение работы по данной теме явились основанием для распространения и воспроизведения педагогического опыта на уровне дошкольного учреждения.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены