РАЗРАБОТКИ
|
Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи в процессе продуктивных видов деятельностиГаврилова Нина Павловна, Одной из задач подготовки к школе старшего дошкольника является развитие графических навыков. Начало формирования графических навыков является одним из важнейших аспектов дошкольного образования. У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: движения большие, размашистые, зрительная регуляция несовершенна. (Е. В. Гирьянов) Моторные навыки формируются в процессе продуктивных видов деятельности, что позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, а так же развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе. При формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А. В. Запорожца). Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения в речевом развитии. Самое большое распространенное нарушение – общее недоразвитие речи, в структуру которого входит нарушение моторной сферы. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевое развитие отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В. И. Бельтюковым, М. М. Кольцовой, Л. А. Кукуевым, Л. А. Новиковым, показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М. М. Кольцова пришла к заключению, что в процессе продуктивных видов деятельности происходит тренировка движений пальцев, которая оказывает стимулирующее влияние на развитие речи и является, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Кроме того, М. М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Таким образом, стимулирующее развитие мелкой моторики кистей рук способствует общему речевому развитию. Мы предлагали детям игры с пластилином, бумагой, природными материалами. В процессе выполнения заданий, мы задавали вопросы, обыгрывали ситуации, которые помогали нам выявить особенности речи детей. Например, мы просили ребенка слепить котенка и описать его, тем самым, с одной стороны, оценивали состояние его связной речи, с другой – сформированность моторных навыков, умение работать самостоятельно. При обследовании фонематического представления, мы просили ребенка нарисовать животное, название которого начинается на заданный звук и прочее. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Например, с ребенком мы играли в игру «Лепим тесто» – Посмотри что это? Правильно это тесто. - А какое оно? (потрогать вместе с ребенком тесто) – Мягкое. – А что можно испечь из теста? – Пирожки, булочки. Можно почитать стихи: Мешу, мешу тесто, Лепим мишку – мишка какой – большой или маленький, покажи, как разговаривает маленький, большой медведь. По окончанию эксперимента, нами была проведена диагностика сформированности мелкой моторики у детей – участвующих в эксперименте. Диагностика проводилась с использованием традиционных нейропсихологических проб (А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкий, Т. В. Ахутина). Результаты нашего эксперимента показали, что целесообразно включать в логопедическую работу элементы продуктивных видов деятельности, так как это повышает мотивацию ребенка в работе, интерес к заданиям, а главное, во время игры развивается речь ребенка.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены