РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская деятельность как основа воспитания
Современная жизнь представляет очень высокие требования к подрастающему поколению: надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать, но не менее необходимыми являются и творческие способности.
Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, образно представить – эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими научно-исследовательской работы в школе.
Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для профессиональной ориентации, дает возможность каждому ученику реализовать свои возможности и способности.
Исследовательская деятельность в нашей школе является самостоятельным компонентом образовательно-воспитательного процесса. Разумеется, научно-исследовательская работа не может носить массовый характер и проводится с увлеченными и способными ребятами.
Литература – особый предмет в школьной программе, влияние ее на развитие личности ребенка огромно. Писатель своим творением непосредственно воздействует на духовную жизнь человека. Задача учителя литературы побудить ученика к заинтересованному чтению, заставить размышлять над нравственными и философскими вопросами. Исследование языкового, литературоведческого и философского характера, над которым ученик работает, возможно, не один год, может рассматриваться как показатель литературной подготовленности школьника.
В школе в течение последних лет сложилась система работы с обучающимися, готовыми заниматься научно-исследовательской работой по литературе. Был разработан курс «Основы научно-исследовательской работы при изучении литературы», включающий теорию и практику. Программа предполагает обучение в течение 1,5 лет (51 час): первый год обучения - 34 часа; второй год обучения - 17 часов.
Основу курса составляют практические занятия, так как именно эта форма организации учебного процесса помогает осуществить личностно-ориентированный подход, который необходим при формировании навыков научно-исследовательской работы.
На первом этапе учащиеся знакомятся с особенностями формирования научного стиля мышления, им даются основы овладения системой знаний.
На практическом занятии проводится диагностика интересов и склонностей, даются упражнения на развитие памяти и внимания.
На втором этапе проходит обучение работе с научной литературой. Педагог дает рекомендации по изучению научной литературы и мотивирует учащихся на самостоятельное чтение критической и философской литературы. Учащиеся получают навыки конспектирования, цитирования, умения выносить сноски и сокращать.
На третьем этапе дети знакомятся с понятием научная идея, гипотеза; а также с навыками доказательств правильности гипотез и суждений.
Практическое занятие помогает ученику определить собственную тему исследования, первоначальное обоснование проблемы исследования, постановку цели, задач и выдвижение гипотезы.
С выбором темы исследования часто возникают трудности. Темы, связанные с творчеством хорошо изученных классиков вряд ли станут доказательством самостоятельности работы ученика, в лучшем случае это будет сбор и систематизация уже известного материала. Главными критериями подбора темы является новизна литературного произведения, личная заинтересованность ученика, реальные возможности самостоятельного выполнения работы.
Целью четвертого этапа является знакомство с общенаучными методами познания и теорией по организации и методике проведения исследования.
На практическом занятии в произвольной форме составляется рабочий план, который в ходе исследования может уточняться и корректироваться. В плане определяется последовательность действий, необходимых для достижения цели: составление списка литературных источников, работа над текстами с последующей выпиской цитат, работа с неологизмами, диалектами или терминами, составление таблиц, словаря.
На пятом этапе работы рассматриваются приемы и методы активизации научной организации творческого труда, даются практические советы по оформлению текста, требования к выступлению.
На практическом занятии идет работа с черновым вариантом исследования: редактирование, корректировка.
Шестой этап – это художественно-графическое оформление работы. На уроках информатики старшеклассники знакомятся с компьютерной графикой, поэтому художественное оформление с использованием определенных символов, изображений, схематичных зарисовок придает результатам работы большую выразительность, убедительность и обеспечивает ее законченный вид.
Графики, таблицы, схемы, диаграммы, иллюстрации, фотографии, выполненные на компьютере, и представляющие фрагменты разных этапов работы, позволяют полно раскрыть содержание исследования, придать презентации яркость и наглядность.
Заключительным этапом является защита исследовательской работы на гуманитарной секции школьного научного общества с участием группы заинтересованных школьников в присутствии членов методического объединения словесников.
Учащиеся должны отстоять свою работу, убедить комиссию в ее значимости, показать свою компетентность в специальных вопросах исследования, раскрыть значение работы с точки зрения новизны изучения литературного произведения. Лучшие работы выдвигаются на школьную научно-практическую конференцию «Человек в окружающем мире», на которую приглашаются родители и проходит торжественное подведение итогов
Итогом исследовательской работы учащихся является повышение самооценки, происходит самоутверждение, признание взрослыми их работы, так нужное в период становления личности.
Анализируя работу гуманитарной секции, хочется обратить внимание на особенности выбора тем исследования, которые поражают разнообразием. Воспитание начинается тогда, когда, изучая критические работы литературоведов, проводя аналитическую деятельность, старшеклассники обучаются соблюдению этических норм и предупреждаются о недопустимости плагиата, поэтому основным критерием отбора темы исследования становится новизна литературного произведения. Обучающимся становится неинтересно идти в исследованиях вслед за кем-то, поэтому изначально они не выбирают исследования по творчеству писателей-классиков.
Воспитательный потенциал литературы и гуманитарных дисциплин вообще достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни. Интересует современных школьников и психологический аспект становления личности, поэтому не случаен выбор тем, связанных с культурой молодёжи: «Социально-психологические особенности субкультур и их влияние на современную молодёжь»; «Граффити. Искусство или вандализм?» Волнует старшеклассников и социальный аспект функционирования денег в обществе: «Когда душа во власти денег…». Обращаются ученики и к темам, имеющим общественно значимый характер: «Реклама: за и против», «Влияние преступности на демографию», «Молодежный алкоголизм как социальная проблема». Данные исследо-вания говорят о том, что современному поколению не безразличны вопросы нравственности и общечеловеческой морали.
Ученики, интересующиеся современной литературой, в качестве основы исследования выбирают произведения писателей-современников. Соответственно появляются темы исследований, связанные с лингвистическим анализом текста: «Средства выразительности в прозе Лукьяненко».
Огромное воспитательное значение имеет самостоятельно не только прочитанное, но и осмысленное произведение. Интересны работы аналитического характера, в которых ученики показывают умение сопоставить факты и доказать своё собственное мнение: «Артефакты в судьбе человека (книги из серии «Этногенез», литературный проект «Маруся»)». Но школа не готовит критиков или литературоведов, а помогает достичь уровня сформированности литературно-критических и интерпретационных умений.
Работа по привлечению учащихся к научному исследованию создаёт единое воспитательное пространство, обеспечивающее гармонизацию процессов нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания и развития. Помимо познавательного, развивающего значения исследовательская деятельность имеет и немаловажное значе-ние для воспитания социально адаптированного, успешного, подготовленного к самостоятельной жизнедеятельности выпускника школы.
Анализ результатов научно-практической работы гуманитарной секции позволяет сделать следующие выводы:
1. За время работы учащиеся стали чаще пользоваться критической литературой для подготовки к обычному уроку литературы, не боясь сделать ссылки на монографии.
2. Все ученики использовали возможности библиотек города и сети Internet для сбора материала.
3. При защите работы уверенно держатся перед аудиторией, свободно владеют речью.
4. Задают содержательные вопросы, а так же аргументированно и достойно отвечают на критику.
5. Появилась искренняя заинтересованность в результатах не только своей деятельности, но и одноклассников.
Считаю, что научно-исследовательская работа по любому предмету, - это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной и творческой работы, который отличает истинного творца от простого исполнителя.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|