РАЗРАБОТКИ
|
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языкаПолещук Надежда Михайловна, Целью обучения русскому языку в школе является формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. В своём выступлении я буду говорить о формировании коммуникативной компетенции, т.к. от её уровня во многом зависит успешность взаимодействия человека с партнёрами по общению и самореализация в обществе. В программе по русскому языку серии «Стандарты второго поколения» говорится: «Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения». Есть разделы языка, которые непосредственно формируют коммуникативную компетенцию-это «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», но и другие разделы языка так или иначе нацелены на формирование этой компетенции. Изучая разделы «Лексика», «Фразеология» учим использовать слова, фразеологизмы соответственно значению, обогащаем словарный запас. «Орфоэпия» - правильно, грамотно произносить слова, это и культура речи. «Словообразование», «Морфология» - правильно употреблять формы слова. «Синтаксис», «Пунктуация» - правильно строить предложения, использовать в устной и письменной речи различные синтаксические конструкции, интонационно оформлять высказывания. А затем в 9, 11 классах экзаменационные работы составлены так, что проверяются, как освоены все компетенции, в том числе и коммуникативная. Коммуникативная компетенция опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму. Очевидна проблема - как научить обучающихся говорить правильно, красиво. Конечно, в первую очередь это создание на уроке активной речевой среды, которая вовлекает каждого ученика в процесс общения. Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты. Этому помогает система заданий учебника «Учись читать и пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогают лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчают выполнение задачи по пересказу. Параллельно с развитием навыков чтения - понимания научной информации работаем с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для развития этих навыков учебник предусматривает широкий материал, побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности—языковому анализу, размышлению на лингвистические темы. Тексты, используемые на уроках, мною тщательно отредактированы в соответствии с обще дидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:
Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся. В школьной практике традиционно большое место занимают изложения и сочинения. Они являются формами контроля, определяющего уровень активного владения языком. Сочинений в школе пишется достаточное количество. Как научить пониманию? Для этого необходимо выполнить несколько условий: извлекать информацию из каждого слова, предложения, словосочетания, сохранять в памяти поступившую текстовую информацию, уметь сравнивать и другие. Особая роль в понимании текста принадлежит воссоздающему воображению. Обращаюсь к ученикам с просьбой прочитать внимательно текст и представить в воображении соответствующие картины. Например, при написании изложения, близкого к тексту по отрывку из повести Ричи Достяна «Тоска по Москве», у некоторых учеников 6 класса трудностей при написании не возникло, так как они внимательно прочитали текст, а затем пересказали классу, что они увидели, т.е попробовали зрительно нарисовать изложенное. Представлю фрагмент урока в 9 классе. Тема: «Особенности научного, художественного и публицистического стилей». Работаем над точностью и выразительностью речи(найти синонимы к словам, придумать фразы со словами, объяснить смысл фразеологизмов). Предъявляю учащимся тексты разной стилевой окраски, работаем по вопросам к ним. Выясняются стилевые, языковые особенности, лексические. В качестве домашнего задания на таких уроках учащиеся получают такое: подготовить сообщение о древнегреческих ораторах, о церковном красноречии, о риторике в России. Или же такое: создать текст публицистического стиля в жанре философского размышления, постараться затронуть нравственные проблемы. Какой бы ни была тема урока, её всегда можно проводить на материале, волнующем, будоражащем мысль, побуждающем к активному действию. Со старшеклассниками это может быть текст о любви, о морали, о межличностных отношениях. Такое задание: напишите за 10 минут качества характера, необходимые для эффективного общения. Вот и проверка словарного запаса учеников. Пишут: обаяние, доброжелательность, красноречие, богатый словарный запас, деликатность, умение поставить себя на место собеседника, учитывать его интересы. Ещё одно задание-размышление о времени. Спрашиваю у учеников: «А вам хотелось бы знать, что станет с вашими внуками и правнуками через 100 лет?» Обучающиеся записывают свои фантастические размышления, читают вслух, совершенствуя свой голос и речевое мастерство. Очень любят ученики такой вид работы по развитию речи: читаю начало предложения, они завершают его конструирование свободно(Если бы мне довелось…До тех пор пока… и другие). При изучении темы «Деловая речь» в 9 классе учимся не только написанию деловых бумаг, но и беседуем о культуре делового общения. Говорим о цели такого общения, о нормах этикета, о правилах, приводящих к успеху общения. Затем проводим практическую работу в парах. Например, «привлеките к себе внимание и завяжите разговор с незнакомым человеком в следующих ситуациях: в вагоне поезда, в очереди в магазине, на научной конференции». Предлагаются наиболее приемлемые темы для разговора: о погоде, о здоровье, о политике, об экологии. Говорим о том, как удобнее прекратить разговор. Таким же образом работаем над культурой устной речи. Например, проводим ситуативно-деловую игру-берём интервью у директора школы, у учителей, учащихся. Такие задания получают учащиеся, входящие в состав редколлегии школьной газеты «Старозиминка», которой я руковожу уже несколько лет. Выполняя в 9 и 11 классах задания части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но будут необходимы ему в дальнейшей жизни, поэтому формирование коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию личности. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально – экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. Очень важно, чтобы каждый учитель русского языка смог вооружить своих учеников таким важным в современной жизни умением – умением говорить, строить общение.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены