РАЗРАБОТКИ
|
Педагогические приемы включения заданий эмоциогенного характера в процесс обучения литературному чтению младших школьниковРазвитие произвольности младших школьников является основообразующим компонентом успешной учебной деятельности и развития личности школьника. Нарушение произвольности памяти, как динамической характеристики психических процессов в школе наиболее заметны в младших классах, когда школьник только начинает овладевать своей деятельностью, учится ставить цели и управлять своей деятельностью и стремлении к их достижению (Л.С. Выготский, Ю.Б. Дормашев, В .Я. Романов). Недостаточное развитие произвольности сказывается на развитии личности, может проявляться в виде лени, асоциального поведения, приводить к адциктивному поведению (A.B.Гоголева, 2002). Несмотря на большой интерес со стороны психологов к этой проблеме и наличие большого количества литературы, посвященной этому вопросу, проблема развития произвольной памяти учащихся остается не разрешенной. Низкий уровень развития произвольной памяти — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в процессе обучения младших школьников (Л.М. Баскакова, С.В. Вахрушев, А.Л. Венгер, Ф.Н. Гоноболин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, С.Л. Кабыльницкая и др.). Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному запоминанию. Однако эта способность у них еще слабо развита. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники умели произвольно запоминать учебный материал. Продуктивность произвольного запоминания связана с умственной активностью школьника, т. е. с тем, как он понимает те задачи, которые возникают перед ним в процессе усвоения знаний. В соответствии с задачами запоминания подбираются и используются наиболее разумные приемы запоминания. Прежде чем мы перейдём к представлению такой совокупности заданий, разберёмся в теории вопроса о заданиях учебника. Вопрос о заданиях рассматривается в довольно большом числе работ: Нильсона О.А., Зуева Д.Д., Бейлинсона В.Г., Фридмана Л.М., Ипполитова М.И., Онищук В.А., Паламарчука В.Ф., Умана А.И., Цетлин В.С., Лернера И.Я. и др. Большинство исследователей считает, что главной функцией заданий является стимулирование и организация различных видов деятельности учащихся, необходимых для усвоения содержания образования. Соглашаясь с такой постановкой вопроса, мы рассматриваем задания как конструкцию, вызывающую тот или иной вид деятельности учащихся. В учебниках чаще всего задания даются в виде вопросов. Так вопросы, вводимые в учебные книги, всегда предполагают и программируют получение определённых ответов-решений. И поэтому действительно являются видом задания, причём видом, представляющим главную специфику задания. Следовательно, совершенно правомерно употребление термина задание и к вопросам. Эмоциогенные задания – основное их назначение пробуждение разнообразных эмоций у детей. Их характеризует эмоциональная насыщенность, способность вызывать яркие впечатления и переживания. Это осуществляется через живое образное слово. Наиболее часто эмоциогенными бывают поэтические тексты. Эмоциогенные тексты должны подбираться так, чтобы пробуждать всю гамму чувств, в том числе и «отрицательных» - печаль, гнев, страх и т.д. Они должны быть высокого художественного и эстетического уровня, характеризоваться сюжетной напряженностью, контрастностью тем, яркостью эмоционально-художественных образов, соответствием эмоционально-образного содержания эмоциональному опыту школьников. Мы разработали такие виды эмоциогенных заданий:
Использовать эти задания на уроках литературного чтения мы рекомендуем до восприятия художественного произведения и в первичном синтезе, что будет способствовать осознаному восприятию и произвольному запоминанию текста. Приведем один из фрагментов урока, одной из целей которого было создание условий для актуализации положительных эмоций детей. Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению, любовь к музыке, развивать эстетический вкус. Педагог принес на урок открытки, на которых изображен город Берген, «музыкальный домик » композитора Э. Грига. Учитель рассказал об этом городе детям, рассказал о творчества этого композитора, на уроке была прослушана музыкальная пьеса Э. Грига «Утро». В процессе работы над произведением задавались следующие вопросы:
Эти вопросы вызвали особую активность учащихся. Каждый пытался высказать свое мнение. В обсуждении этого вопроса приняли участие и слабые ученики. На дом была дана творческая работа: сделать рисунок к прочитанной части рассказа или к услышанной на уроке пьесе. В процессе наблюдения было зафиксировано, что такой материал вызывал эмоциональную отзывчивость у ребят (желание высказать свое мнение, поделиться впечатлением от прочитанного ), и их особое оживление (поднятые руки, раскованность, свобода в движениях, мимическая активность). Домашнее задание выполнялось с большим желанием и отдачей. Дети проявили свою фантазию, рисунки были очень яркими, интересными, выполнены и красками, и карандашами. В дальнейшем, из рисунков учащихся организовали выставку. Дети могли рассказать о том, что они хотели передать своей работой. Рисунки мы оставили висеть на несколько дней, чтобы ребята, получив от них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята подходили и с новым интересом рассматривали рисунки, приходили даже дети из других классов.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены