РАЗРАБОТКИ
|
Формирование положительной мотивации при обучении математикеГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснодарский информационно-технологический техникум» Краснодарского края (ГБОУ СПО КИТТ КК), г. Краснодар. Выполнила работу: В условиях модернизации системы образования одной из основных задач ГБОУ СПО КИТТ КК является формирование ключевых компетенций студентов. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры студентов, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей студентов в процессе обучения. Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость. Изучение мотивации позволяет ответить на три вопроса:
Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием. Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний. Учитель, думая о мотивировании, должен постоянно спрашивать себя: «Что я могу сделать, чтобы ученики хотели учиться?» и «Как наилучшим способом развить мотивацию учеников, используя планируемые виды деятельности на уроке?» Для повышения мотивации студентов преподаватели обычно предлагают:
В перечисленных предложениях намечены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования. Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника». О формировании мотивации учения В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика, длительность удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые учёный связывал с интересом. Сильный внутренний мотив- познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям: а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия; б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов. Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считает, что она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нём. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или знанию и в том смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Учёный объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным он относит отсутствие оценки, опосредованную и неопределённую оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, к положительным- согласие, одобрение, ободрение. Каждый её вид определённым образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. При систематическом её применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса. Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убеждённости в необходимости широкого образования, обеднённые идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствие соответствующих волевых качеств. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например:
Факторы, способствующие развитию положительной мотивации Обучение математике - это в первую очередь решение задач. Поэтому задачи выступают как главное среде мотивации учащихся. Умение решать задачи - критерий успешности обучения математике. Факторы, способствующие развитию учебной мотивации учащихся средствами задач:
Факторы, способствующие развитию положительной мотивации учащихся средствами форм организации учебно-познавательной деятельности:
Результат:
Факторы, связанные с самой задачей и её содержанием. I. Новизна содержания: Получение или показ через задачу новых для учащихся математических сведений. Включение в содержание задачи новых для учащихся общепознавательных сведений (сведения, отражающие жизнь страны, города, техникума, группы; сведения, связанные с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющие отразить межпредметные связи и др.) Выделение центральной задачи или группы задач, в которых проявляется главная математическая идея; изучаемого теоретического материала нового для учащихся, позволяет ученикам в дальнейшем оперировать полученными знаниями, что содействует успеху при решении других задач. Акцентирование внимания учащихся на познавательной ценности задач служит толчком для создания эмоционально-познавательного отношения учащихся к изучению математики. Важно новые знания не предлагать учащимся в готовом виде, а создавать такие проблемные ситуации, при которых ученик ставится в положение исследователя, заинтересованного в решении проблемы, и стремится самостоятельно найти решение, сделать "открытие". Например, при изучении темы "Четыре замечательные точки треугольника" учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: "Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой". Учащиеся могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера. II. Отражение связи с практикой Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике (в повседневной жизни, при изучении других предметов и т.д.), то появляется и интерес к её решению. Задачи из практики повседневной жизни:
Задача из практики работы в столярной мастерской:
Задача, связанная с элементарным строительством:
III. Отражение исторического аспекта Задачи с "исторической" фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др. Например: IV. Занимательность На уроках математики нужны задачи и упражнения, которые оживили бы урок. Такие задачи с занимательным сюжетом развивают сообразительность, природную смекалку. Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, выступает эмоциональной основой, на которой создается положительное отношение к предмету. Например: V. Нестандартность вопрос Одним из важных факторов является формулировка вопроса задачи типа : "хватит ли?", "успеет ли?" "поровну ли ?","кто быстрее?", "что можно в задаче найти, доказать?" и т.д.. Интересно рассмотреть задачи "без вопросов". Такие задачи приучают учащихся рассматривать всевозможные заключения из данных посылок, что бывает крайне необходимо при решении многих задач на доказательство, при доказательстве различных теорем. Достижения технического прогресса, особенно в области информатизации, с особым восторгом встречают именно студенты. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике - слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в формировании положительной мотивации Применение информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе в целом и на лекциях по математике в частности решит ряд актуальных проблем, стоящих перед КИТТ. К ним, прежде всего, относятся:
ЭУ можно использовать при изучении нового материала.
Возможно использование ЭУ при отработке учебных навыков по теме.
При контроле знаний ЭУ можно использовать
И еще одним направлением использования ЭУ на занятиях по математике является виртуальная лаборатория. Результаты исследования учебной мотивации (уровней) студентов по профессии «Автомеханик» (группы 21, 22,23,24) Рекомендации преподавателям
Всё это требуются знать преподавателю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены