РАЗРАБОТКИ
|
Влияние СМИ на формирование мотивации изучения английского языка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ «Профессиональное училище № 22»
Данная работа представляет собой исследование влияния СМИ на формирование мотивации изучения иностранного языка обучающихся ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 22». В работе предпринимается попытка освещения проблем, связанных с трудностями формирования положительной мотивационной сферы учащихся. Сегодня роль средств массовой информации сложно недооценить: нельзя представить ни одну сферу нашего существования без каких-либо информационных отношений. Общение сегодня происходит не только в самом обществе, как межличностная беседа, но и посредством интернета, телевидения, радио, газет, журналов и других средств коммуникации. Сегодня в сети можно не только найти необходимую информацию и прочитать о последних событиях, но и найти более полезные для себя вещи, например, пройти тест на уровень знания английского языка, не вставая из-за своего рабочего места. При этом средства массовой информации значительно влияют и на формирование сознания людей, именно поэтому электронные и печатные СМИ являются значительной частичкой культурной и духовной жизни социума. Из этих источников массовой информации люди черпают знания, которые всегда актуальны и значимы для общества. Сегодня все большей популярность приобретают электронные виды СМИ. Именно онлайн-ресурсы, порталы и информационные службы являются одними из самых быстрореагирующих видов средств массовой информации сегодня. Проблеме формирования мотивации также посвящено множество исследований (В.Г.Асеев, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, С.М.Бондаренко В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, И.А.Джидарьян, Б.И.Додонов, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, А.К.Маркова, А.Маслоу, С.И.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон и др.), в которых подчеркивается роль положительной мотивации, являющейся одним из важнейших условий для достижения хороших результатов в обучении. Но, тем не менее, важно подчеркнуть, что существует немного исследований, рассматривающих проблему повышения мотивации изучения ИЯ под влиянием СМИ. Приведенные факты доказывают актуальность нашего исследования. Потому, как отмечает Ариян М.А.(3:22) осознание необходимости оптимизации обучения иностранным языкам приводит к мысли о важности выбора наилучшего сочетания методов и приемов обучения и применения их в таких ситуациях, в которых они могут дать наибольший эффект. Объектом данного исследования является процесс обучения английскому языку в условиях коммуникативно – ориентированного обучения. Цель исследования выявить уровень сформированности мотивационной сферы обучающихся под влиянием СМИ. В соответствии с общей целью исследования были поставлены следующие задачи:
Мотивация является одной из фундаментальных проблем в отечественной педагогике. Её значимость для разработки современной педагогики связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает его к деятельности, каков его мотив, ради чего он её осуществляет, есть основа её адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом … то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». (10:12 – 13) В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность. Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, поэтому это понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Наиболее полным является определение, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И.Божович. Согласно Л.И.Божович(4:41-42), в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнём, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности». (6:126) Таким образом, мы можем дать своё определение мотивации. Мотивация – это сложная, многоуровневая, неоднородная система психологически разнородных побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., детерминирующих поведение и деятельность человека, с доминирующей ролью мотива в их структуре. Известно, что учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определённую деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и другой любой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Учебная мотивация, как и любой другой её вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В этой связи необходимо выделить признаки мотивации. По мнению О.С.Гребенюка (7:7) признаками мотивации являются её предметная избирательность, отражающая то, что привлекает учащегося в учебной деятельности, и динамические свойства мотивации. Эти особенности мотивации характеризуются интенсивностью (возбудимость мотивов, степень преодоления трудностей и т. д.), устойчивостью (степень желания учиться) и действенностью побуждений (способность актуализировать необходимый в данной ситуации мотив, принять нужное решение). Именно по признакам можно судить о степени развитости мотивации. Таким образом, учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Выделенные нами признаки позволяют обоснованно оценивать состояние мотивации, ставить цели её совершенствования, замерять изменения в развитии мотивации по ходу педагогического процесса. Важно также отметить, что действие внешних мотивов учения, исходящих от родителей, педагогов, класса, общества, нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Вот почему решающим фактором мотивации учения является внутренняя побудительная сила ученика. К числу существенных аспектов мотивации относятся её функции. Во-первых, она побуждает поведение; во-вторых, направляет и организует его, и, в-третьих, придаёт ему личностный смысл и значимость. Итак, функциями мотивации являются:
§2. Специфика мотивации изучения иностранного языка Совсем ещё недавно для многих учащихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Но сегодня знание иностранного языка становится одним из обязательных компонентов профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Отсюда более пристальное внимание к изучению языку. Управление мотивацией изучения ИЯ является одной из центральных проблем методики обучения. ИЯ как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение ИЯ путём обучения умению общения на ИЯ. К сожалению, на данный момент, обучение ИЯ в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у обучающихся «естественной потребности» в общении на ИЯ. В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Существует внешняя мотивация и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация бывает, как правило, дистантной, нацеливающей ученика на достижение конечного результата учения. Основной же разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Ученики независимо от возраста единодушно формулируют свои потребности как чисто коммуникативные, а именно: говорить на ИЯ с другом, взрослым человеком, читать для расширения кругозора, с профессиональной целью и для удовольствия, писать письма. Однако, несмотря на столь явное стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении ИЯ в атмосфере родного языка ИЯ предстаёт как искусственное средство общения. Это означает, что так называемые естественные ситуации, используемые при обучении носят, в сущности, искусственный характер. Как утверждает Г.В.Рогова (5:182), интерес к процессу обучения по ИЯ держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Учёные, исследующие мотивацию усвоения ИЯ, выделяют целый ряд видов мотивации с учётом индивидуального развития потребностей обучающихся. Для нашего исследования представляет интерес следующие виды, которые выделяет Г.Ю.Ксензова (8:174):
Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. К основным видам СМИ относятся:
Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр. Основные функции СМИ:
Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения). При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям относятся:
Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки; Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:
С целью выявления уровня сформированности мотивационной сферы изучения английского языка, нами было проведено исследование. В качестве формы исследования было выбрано анкетирование, в котором приняли участие 59 обучающихся первого курса и 53 обучающихся второго курса ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 22», изучающие английский язык. Были предложены следующие вопросы:
Изучение широкого круга литературы, посвященной проблемам формирования мотивации, а также диагностика уровня сформированности мотивации обучающихся, позволяет сделать вывод, что в условиях современности представляется возможным обучать иностранному языку с применением СМИ и тем самым повышать мотивацию изучения ИЯ, т.к. правильное использование материалов СМИ позволяет представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры, индивидуализировать процесс обучения, приобщить подростков к культурным ценностям народа-носителя языка и, в итоге, развить как навыки речевой деятельности, так и её мотивированность. В настоящее время, когда английский язык приобрел статус языка глобального общения (благодаря всеобщей компьютеризации) перед преподавателями этой дисциплины встает задача лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Проблема повышения мотивации требует от преподавателя нового подхода к её решению, в частности, в использовании более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, в том числе использование СМИ. Но следует отметить, что материалы, представленные в СМИ нуждаются в тщательном отборе. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Это способствует активизации интереса учащихся, возрастанию рейтинга английского языка в сравнении с другими предметами и самое главное повышению языковой компетенции обучающихся. Список Литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены