РАЗРАБОТКИ
|
Использование интеграции математики и физики в рамках системно-деятельностного подхода как средство повышения познавательной активностиИнновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не только в реальной жизни, но и в других предметах. Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В настоящее время, я считаю, имеет смысл разрабатывать и апробировать систему интегрированных уроков, психологической и методической основой которых будет установление связей между понятиями, являющимися сквозными, общими в ряде учебных предметов. Причем межпредметные связи должны быть установлены на уровне содержательной стороны урока и обеспечены необходимыми средствами обучения. В процессе работы мной разрабатывается система интегрированных уроков в 7-8 классах, в которых происходит объединение физических и математических знаний направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющих добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса при формировании навыка и умения решения математических задач. Взаимосвязи математики и физики определяются, прежде всего, наличием общей предметной области, изучаемой ими, хотя и с различных точек зрения. Эти связи можно условно разделить на три вида, а именно [1,48]:
В результате работы был выявлен тот математический материал, который вызывает наибольшую трудность в курсе физики 7–9-х классов:
7-й класс
Учебный процесс в условиях системно-деятельностного подхода имеет следующую структуру[2,78]: Деятельность учителя: Деятельность ученика • осознают противоречия
Самообучение, создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность учащихся, поддерживает глубокий познавательный интерес. Слово геометрия греческого происхождения, и нетрудно догадаться, как оно переводится на русский язык. Гея – богиня земли в древнегреческой мифологии, метр - единица измерения длины, поэтому геометрия - это, можно сказать, землемерие. Из перевода следует, что геометрия возникла непосредственно из практической потребности, где задача измерения земельных участков была исключительно важной. Ее возникновение уходит вглубь тысячелетий и связано, прежде всего, с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением окружающего мира. Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур. В четвертой книге "Начал" Евклид решает задачу: "Вписать круг в данный треугольник". Из решения вытекает, что три биссектрисы внутренних углов треугольника пересекаются в одной точке – центре вписанного круга. Из решения другой задачи Евклида вытекает, что перпендикуляры, восстановленные к сторонам треугольника в их серединах, тоже пересекаются в одной точке – центре описанного круга. В "Началах" не говорится о том, что и три высоты треугольника пересекаются в одной точке, называемой ортоцентром (греческое слово "ортос" означает "прямой", "правильный"). Это предложение было, однако, известно Архимеду, Паппу, Проклу. Сегодня на уроке мы попытаемся найти четвертую «замечательную точку» треугольника. Перед тем как приступить к нахождению неизвестной точки вспомним определения некоторых геометрических понятий. При этом если ответ вашего одноклассника будет верным, мы поднимаем стикер согласия «ДА», окрашенный в зеленый цвет, в противном случае стикер отрицания «НЕТ», окрашенный в красный, если ответ неверен или требует дополнения. Будьте внимательны.
Работа в группах Вы разбиты на группы по четыре человека. У вас на столе находится оборудование: штатив, муфта, лапка, пробка, иголка, нить, груз и картон, имеющий форму треугольника. В практике при создании машин, механизмов и различных конструкций важно знать, при каких условиях они будут устойчивыми, т.е. находится в равновесии. Каким же образом можно добиться равновесия тела? (ведется дискуссия с учащимися). Возьмите линейку и, обвязав ее петлей, подвесьте на нити. Затем, перемещая петлю по линейке, можно найти положение, в котором линейка будет находиться в равновесии. В этом случае говорят, что линейка подвешена в центре тяжести. Ваша задача, используя оборудование, определить цент тяжести геометрической фигуры – треугольника. Из курса физики вы знаете, что Земля притягивает тела с силой тяжести, направленной вниз. Поэтому груз, повешенный на нити, будет совпадать с направлением силы тяжести. Выполните один прокол иголкой картонки, добейтесь свободного вращения треугольника вокруг этой точки и подвесьте к пробке, укрепленной в лапку штатива. Проведите линию вдоль нити, добившись равновесия картонки. Повторите опыт, используя два других отверстия в треугольнике. Как расположены прямые, проведенные в результате эксперимента? Правильно они пересекаются в одной точке, которая будет являться центром тяжести треугольника. А нельзя ли найти данную «особенную точку», выполнив только геометрические построения? Давайте с вами вспомним три замечательные точки, которые мы рассмотрели в начале урока. Список литературы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены