РАЗРАБОТКИ
|
Роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся средствами внеклассной работыСовременное общество характеризуется стремительным обновлением во всех областях и предъявляет новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. В Программе развития образования по Московской области на 2009 - 2012 гг. указывается, что педагогические условия этого процесса состоят в «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Программой предусмотрено создание максимально благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития учащихся с учетом их интересов и способностей, смещение акцентов с сугубо познавательных на развивающие личность ребёнка. Тем не менее, у части школьников наблюдается снижение интереса к знаниям, обусловленное нестабильной социальной обстановкой и изменением ценностных ориентаций. Поэтому формирование и развитие познавательного интереса у учащихся приобретает всё большую актуальность как одно из средств решения не только социальных, но и педагогических проблем. Познавательный интерес – избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Исследования по проблеме формирования и развития познавательного интереса берут свое начало в трудах основоположников педагогики: И.Ф. Гербарта, Я.А. Коменского, Н.Г. Песталоцци и др. Роль познавательного интереса в развитии личности учащегося доказана отечественными педагогами прошлого: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, Ф.И. Янковичем и др. Значительное влияние на исследование данной проблемы оказали труды зарубежных и отечественных ученых - педагогов, психологов: А.К. Дусавицкого, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, В.Н. Мясищева, Д. Брунера, А.Маслоу, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной и др. Понятие «познавательный интерес» в трудах ученых – психологов, педагогов изучен достаточно тщательно. Но все – таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как сформировать у учащихся устойчивый познавательный интерес. В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности. Суть познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Важным в деятельности классного руководителя является формирование и развитие познавательного интереса у учащихся. Для доказательства этого была проведена опытная работа по формированию познавательного интереса учащихся на базе МОУ «СОШ № 13 с УИОП» г.Егорьевска в 9 А классе. В исследовании принимало участие 30 человек. Такая работа была построена в 3 этапа (1 этап – констатирующий, 2 этап – формирующий, 3 этап – контрольный). Цель опытной работы – определить эффективность некоторых форм деятельности классного руководителя по формированию познавательного интереса. На 1 этапе работы была поставлена следующая задача – определить уровень развития познавательных интересов учащихся. Для определения уровня познавательных интересов учащихся проводилось анкетирование. Результаты анкетирования представлены в диаграмме. Из данной диаграммы видно, что у 36,5 % - низкий уровень познавательного интереса, лишь только у 7,6 % очень высокий уровень познавательных интересов. Следовательно, уровни развития познавательных интересов в целом по классу малы, они требуют повышения, причем не только с помощью учебного процесса и учителей – предметников, но и внеурочной деятельности, проводимой классным руководителем. Для этого на 2 этапе опытной работы был проведен ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся: классные часы, интеллектуально – творческие игры, беседы, творческие задания, викторины и др. На 3 этапе данной работы подводился анализ мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса. Для определения уровня полученных знаний и характера отношения учащихся к труду и культуре после проведенных мероприятий использовался опросник «Личностный рост». Опросник состоял из 21 вопроса. Результаты, представленные в диаграмме, показывают, что в результате проведенных мероприятий, направленных на формирование познавательных интересов у ребят изменилось не только отношение к знаниям, труду и культуре, но и повысились уровни познавательных интересов, активности и самостоятельности по добыванию знаний, а также расширился кругозор. Опытная работа показала, что роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся очень важна. Действительно, если будет постоянно проводиться совместная работа учителей - предметников и классного руководителя, если будут применяться различные приёмы и методы, способствующие формированию познавательного интереса, то повышение его эффективности возможно.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены