РАЗРАБОТКИ
|
Развитие логического мышления учащихся на уроках географииИсследованиями современных психологов доказано, что главным показателем умственного развития школьника выступае Использование приёмов умственной деятельности в учебном процессе важно не только для успешного усвоения знаний, но и для развития мыслительной деятельности учащихся, подготовки их к самостоятельному приобретению географических знаний. Для реализации этой цели разработаны и используется в учебном процессе:
деятельности учащихся на протяжении 3-х лет и позволяют сделать определённые выводы о степени сформированности процессов мышления каждого обучаемого. Статистический материал включает результаты 16 диагностик знаний и умений и 21 диагностики степени сформированности процессов мышления учащихся. Понятие – форма мышления. В понятии отражаются существенные признаки географических объектов и явлений. Признаками являются свойства и отношения объектов. Говоря о понятии как о логической категории, необходимо отметить, что любое понятие имеет содержание и объём. Под содержанием понятия понимается вся совокупность существенных признаков объектов и явлений, отражённых в понятии. Объём понятия представляет собой множество (класс) возможных объектов, составляющих основное содержание понятия. Важно отметить, что объём не является частью понятия. Это то множество объектов, которое представлено в нашем мышлении. Рассматривая понятие «Главный хребет», мы ранжируем его как понятие ранга «вид». В логике отношений между объёмом и Чем шире объём понятия, тем уже его содержание и наоборот! Закон обратного отношения между объёмом и его содержанием указывает на то, что чем меньше информации о признаках, Анализу отношений между понятиями на уроках уделяется большое внимание, задание могут выглядеть так: А) установить отношения, существующие между понятиями и явлениями: Ожидаемые ответы учеников:
На уроках использую следующие приёмы умственной деятельности и логические операции, способствующие успешному Поскольку мышление учащихся представляет аналитико-синтетическую деятельность головного мозга, анализ и синтез Задание может выглядеть так: решить анаграммы, классифицировать объекты с выделением признака классификации: Ожидаемые ответы учеников: горы вулканы В процессе формирования отдельных систем понятий, закономерностей привлекается системный анализ, позволяющий Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта (явления) и отвлечение от других. Часто задача состоит Задание может выглядеть так: выделить существенные признаки (2) следующих понятий (объектов) саванны: многообразие растительного и животного мира: сезонность природных явлений, влажный климат; чрезвычайно много насекомых; преобладает травянистый покров. Байкал: сточное озеро; самое глубокое в мире; котловина тектонического происхождения; сосредоточено 20% мировых запасов Установление причинно-следственных связей – необходимое условие успешности формирования понятий а, следовательно, Задания могут выглядеть так: перемещение вещества мантии – движение литосферных плит При формировании понятий, установлении причинно-следственных связей и географических закономерностей большая роль А) заполнить таблицу: Б) используя данные таблицы и трафарет, составить сравнительную характеристику. Задания могут выглядеть так: А) даны пять слов, четыре их них объединены общим признаком, пятое к ним не относится найти его, Б) даны два понятия – определить, что общего между ними: Задания могут выглядеть так: А) «Архипелаг» - это классификация или обобщение? Б) Даны пять объектов или явлений. Четыре из них объединены общим признаком, пятое к ним не относится. В) решить анаграммы, классифицировать объекты: А) Анализ отношений между понятиями. Установить отношения между понятиями и явлениями: Б) Способность к анализу и синтезу. Тест «Анаграмма»
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как установить хорошие отношения с учителем вашего ребенка Игры с песком и водой как средства познания окружающего мира и себя Контроль родителями домашнего задания в начальной школе В помощь мамам и папам: что делать, если ребенок не любит школу? Благодарность учителям от родителей на выпускном вечере или последнем звонке |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены