РАЗРАБОТКИ
|
Самостоятельная работа студента в процессе обучения по профессиональным модулям в условиях СПООсновная задача СПО заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Развитие этой задачи осуществляется не только путем передачи знаний от преподавателя студенту, но и при непосредственной самостоятельной работе студента, которая является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Самостоятельная работа студента – это моделирование его будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности. В общем случае это любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента. На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студента. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Студент и преподаватель должны составлять союз, в котором две стороны связаны общей целью. Роль преподавателя в данном случае заключается в оказании студенту помощи. Студент и преподаватель должны понять, что самостоятельная работа осуществляется в их интересах. Основным принципом организации самостоятельной работы студента должна стать индивидуальная работа, выполненная с познавательной активностью, с формированием собственного мнения при решении поставленных задач и вопросов. Активная самостоятельная работа студента возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Существуют внутренние факторы, которые способствуют активизации самостоятельной работы:
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснить цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Результативность самостоятельной работы студента во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
Профессиональные модули способствуют формированию специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем. Модульно-блочное обучение – одна из педагогических технологий, которая, по сути является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы студентов. Данная технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Модуль способствует развитию у студента интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью. Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности студента на каждом этапе обучения. Модули при подготовке специалистов разных профилей имеют различия, связанные с особенностями профессиональной деятельности. В начале модуля даётся перечень основной и дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы и усвоения данного раздела курса. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенции, которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают, что обучаемый будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения. Домашнее задание выдается дифференцированно в зависимости от успешности работы студента. Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы студентов, которые должны предполагать различные виды деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно); заполнение таблиц; тестовые задания; работа с опорным конспектом; работа с учебными пособиями; задания должны быть рассчитаны как на простое воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Студенты могут выбрать их по своему усмотрению и желанию. Смена видов деятельности, выполнение студентами заданий различного уровня сложности делают занятие более интересным, устраняют нагрузку, позволяют максимально реализовать себя. Наиболее оптимальными методами обучения в реализации модульно-блочной педагогической технологии являются: студенческие лекции, пресс-конференции, самостоятельная работа с источниками информации, контрольные работы, творческие конкурсы, выполнение и защита проектов. В результате использования модульно-блочной технологии активизируется самостоятельная познавательная деятельность студентов, повышается успеваемость. Возможности модульно-блочной технологии велики, так как раскрывают новые возможности для преподавателя и студента. Благодаря этой технологии центральное место в системе «преподаватель-студент» занимает студент, который выполняет задания в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. ЛИТЕРАТУРА
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены