РАЗРАБОТКИ
|
"Учебная ситуация как средство формирования личностного смысла учения и начальных форм рефлексии у обучающихся младшего школьного
Адамбаева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов высшая квалификационная категория МКОУ "Школа № 5" МО г. Ирбит Свердловская область Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Дистервег Идеология, структура, требования, содержание Федерального государственного образовательного стандарта принципиально отличается ориентацией на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности - универсальное учебное действие. Что же вкладывается требованием общества в "умение применять полученные знания"? Анализ этого понятия с различных сторон позволил прийти ученым к следующим выводам - уметь применять - это значит,
Проблема органи¬зации обучения, направленного на сознательное формирование способов действий, необходимых для решения проблем, и достижение на их основе метапредметных результатов обуче¬ния, сегодня становится очень акту¬альной. Особой структурной единицей учебной деятельности, содержащей полный замкнутый цикл, является учебная ситуация. Учебная ситуация выступает как единица целостного образовательного процесса, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают [4], [3]. По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Нейтральная ситуация - соблюдается методика обучения. Методы обучения не всегда соответствуют поставленным педагогическим задачам, их выбор нерационален (используются непродуктивные методы и приемы, отсутствие или ограниченность применения коррекционно-развивающих технологий, методов и приемов). Применяются в основном задания репродуктивного характера, обучение ведется в режиме «готового знания». Не всегда целесообразно применение (или не применение) наглядности и вспомогательных средств [7]. Примером учебной ситуации может стать:
При создание учебной ситуации необходимо учитывать:
Отбор и использование учителем учебных ситуаций встраивается в логику образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и позволяет формировать у обучающихся не только предметные, но познавательные и коммуникативные компетентности. Важным опытом решения учебных ситуаций в обучении является рефлек¬сия — способность обучающихся рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особен¬ности.
Вниманию своих коллег я предлагаю различные учебные ситуации, разработанные мною и заимствованные из опыта работы других педагогов. 1. Ситуация выбора - Выбор поэзии Учащиеся выбирают по стихотворению (самостоятельно или из предложенного), учат его наизусть, или готовят выразительное чтение и выступают с ним перед классом. Они стараются говорить ясно, с соответствующим выражением и темпом. 2. Ситуация успеха - Драматизация Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя. Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, что они верят в свою роль. Учащиеся контролируют свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства. 3. Проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач - Запрет учителю При изучении темы "Запрет - строгий и мягкий" по учебной дисциплине "РИКО" учащимся было предложено составить мягкие запреты учителю или маме (в тактичной форме) с последующей презентацией на уроке. Результат превзошел все ожидания, так как учащимися было предложено великое множество запретов, презентабельность которых позволило более прочно усвоить необходимость изучения данной темы в повседневной жизни. 4. Ситуация самооценки - Дискуссия в классе Поместите в углу плакат с провокационным «новым правилом» (например, "Учащимся разрешается есть конфеты только по выходным" или "Учащиеся должны посещать школу семь дней в неделю"). Дайте возможность детям обсудить это положение. Открыто следите за соблюдением правил ведения дискуссии. Учащиеся обсуждают положение, пользуясь правилами ведения дискуссий. 5. Ситуации общения - Читаем в паре Учащиеся работают в парах с двумя копиями одного и того же рассказа. Учащиеся могут использовать различные приемы для чтения разных текстов. Учащиеся могут объяснить, почему данный прием чтения отвечает особенностям данного рассказа. 6. Ситуации убеждения - Я посадил яблоню... Данное задание предполагает продолжение трех начатых текстов так, чтобы получились тексты: описание, повествование и рассуждение. Данная работа предполагала групповую работу. 7. Ситуации сопереживания - Викторины, конкурсы, фестивали... Учащиеся работают в группах, отвечая на вопросы викторины, конкурса. Участвуют группами в конкурсе знатоков «По местам исторических событий…» (на лучшее выполнение доступных заданий по контурной карте). 8. Игровые ситуации - Зоопарк Обучающимся предлагаются картинки, которые необходимо подписать. Выполнение данного задания позволит составить рассказ "Зоопарк". 9. Ситуации освоения новых способов деятельности - Графический диктант Обучающиеся по слуховому восприятию воспроизводят действия, "Хорошая" учебная ситуация позволит вы¬явить позитивные и негативные стороны освоения программного материал по любому учебному предмету (на¬пример, что помогает/мешает либо что полезно/ вредно, что нравится/не нравится и т.п.) и постановки учебных задач (напри¬мер, что надо изменить, выполнить по-другому, до¬полнительно узнать и т.п.). Задание, составленное согласно методическим рекомендация, потребует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов це¬лям и способам действий, то есть задание пред¬полагает ответ учащихся на вопросы типа: «Все ли получилось так, как вы задумали/так, как требует условие? Что не получилось? Почему? Что надо было бы сделать иначе?».
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены