РАЗРАБОТКИ
|
Формирование просодических компонентов речи на уроках музыки у детей младшего школьного возраста.Основной функцией становится общение. Языковые значения передаются при помощи разнообразных просодических компонентов речи: интонации, речевой мелодии, тембровых характеристик, ритма и паузы. В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития. Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. Термин «просодия» впервые упоминается в трудах древнегреческих грамматистов. Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения. Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследования различных областей научного знания. В музыковедении термин «просодия» широко известен и осмысливается, прежде всего, через понятие музыкальной интонации (Н.А. Адулов и др.). В психолого-педагогических науках многие исследователи рассматривали понятие «просодии» как произношение ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи ребенка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.А. Сикорский, Т.Г. Когневицкая, С.Н. Цейтлин). Исходя из наблюдений, И.А. Сикорского, дети овладевают системой произношения ударных и безударных слогов по-разному. Одни точно произносят просодический «скелет» слова, наполняя его неточными или неправильными звуками, другие стремятся к точному произношению звука или слога, «не удерживая» при этом слого-ритмическую организацию речи . О.Е. Грибова считает, что просодика в ходе развития детской речи становится основной доминантной развития смысловой стороны высказывания, что она больше чувство, чем знание. О значении просодической стороны речи писали Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, они подчёркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, просодически богатая речь способствует общему психическому развитию ребёнка и облегчает обучение. К.Д. Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи. Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи школьника. Просодика речи является компонентом внутреннего программирования речевого высказывания. Итак, значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной. Немецкие исследователи К. Колер, К. Швабе указывали на психотерапевтический аспект просодических навыков. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. В эмоциональном общении с взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Ребёнок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Просодика кодирует эмоции, а на них и ориентируется ребенок. В общении с ребенком интонационная выразительность речи очень существенна. Раннее понимание ребенком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Значению просодической стороны речи уделяли внимание многие ученые (В.А. Гиляровский, Е.В. Конрова, Н.А.Власова, Ю.А. Флоренская). Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные отклонения в сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Есть песенки и прибаутки, не сопровождаемые никакими движениями и забавляющие ребёнка своим содержанием, ритмом, мелодией. Вся деятельность ребёнка связана с песней. Есть песни сказочные, хоровые, игральные. В своей работе я использую различные пути формирования и коррекции просодической стороны на уроках музыки в общеобразовательном учреждении:
Так, мною было разработано и апробировано содержание коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста. Коррекционная работа по развитию просодических компонентов речи включает в себя вербальные и невербальные тренинги. К невербальным тренингам относятся: работа по формированию мелкой моторики, работа над ритмом и над развитием мимики. Вербальные тренинги: логоритмические минутки, медленные стихи, работа над паузой, насыщенной речевым содержанием и интонацией, работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания. Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах урока: перед началом занятий, в процессе (физкультминутка). Формированию слуховых представлений, то есть развитию репродуктивного компонента музыкального слуха у младших школьников посвящены работы по пению - Л.З. Андроновой, М.А.Арутюнян. В последнее время все большее внимание в работе с детьми уделяется психологическим методам развивающим творчество и рефлексию, в противоположность педагогическим дидактическим методам ритмики и традиционного музыкального воспитания. Это направление обозначают термином "музыкотерапия". Задачи музыкотерапии для детей сформулировала Ю.С. Шевченко. К ним относятся: тренировка наблюдательности, упражнения на устойчивость внимания и его переключаемость, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие мыслительных способностей и фантазии, тренировка языковых и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей и тонкой моторики. Автор выделяет четыре основных аспекта использования музыки:
Одним из методов развития просодических компонентов речи у детей младшего школьного возраста является использование сказки. Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка - школьника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, и разыгрывание сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок. Поэтому целесообразно использовать на уроках музыки с детьми музыкально – речевые сказки. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. Подготовка и показ музыкально-речевых сказок позволяет добиться высоких результатов. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки. Сущность музыкально – речевых сказок мы видим в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. В своей работе я применяю комплекс музыкально – речевых сказок, разработанный по блокам. Музыкально – методические материалы использую в соответствии с примарной зоной детей младшего школьного возраста (7 - 8 лет). Как известно, что диапазон детей такого возраста, составляет размер от интервала кварта (интонирования ребёнком до четырёх ступеней музыкального звукоряда) до интервала септима, где ребёнок может воспроизвести звуковой ряд, состоящий из семи нот, причём это может быть сделано как последовательно, так и скачкообразно в первой октаве регистра. А также при подборе музыкального репертуара учитывала то, что он должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям. В конечном результате должно звучать ярко, выразительно и доходчиво. Другое важное условие при выборе произведения – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы, для развития просодических компонентов речи, детям 7 - 8 лет трудны. Постоянное исполнение мелодии, построенной на одном звуке, нецелесообразно, так как не развивает у детей просодики. Необходимо подчеркнуть, что развитие просодических компонентов речи у детей 7 – 8 лет не является целью уроков, а лишь средством развития. Уровень развития просодических компонентов речи у детей данного возраста не одинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Есть дети способные, но стеснительные. Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают исполнять их самостоятельно, помогают в обучении других детей, тем самым помогая мне. Старалась привлекать всех детей. Некоторые из них боятся исполнять музыкально – речевой материал. Это происходит от неуверенности в своих силах, а иногда от отсутствия трудолюбия, усидчивости, внимания. Но постепенно дети овладевают навыками владения просодикой и становятся участниками детского ансамбля. Результатом сформированности навыков исполнения музыкально – речевого материала является проявление умений и желания показать себя на сцене. На своих уроках я считала, что так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям. Пыталась создать атмосферу эмоционального подъема, старалась заинтересовать детей. Т. к. всё выше перечисленное повышает результативность занятия. Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии, сама несколько раз грамотно исполняла её. Для достижения наибольшей эффективности я опираюсь на определенные принципы при планировании своих занятий.
Музыка используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодико - интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены