РАЗРАБОТКИ
|
Формирование навыков целеполагания у учащихся на уроках математикиЦелеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека. (определение из Викепедии). Применительно к образованию – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.[1] В структуре традиционного урока тап целеполагания так же занимает ведущее место, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания, а не транслирует свою цель. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. [2] Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика в соответствии с новыми образовательными стандартами. Кроме того, способность к успешному целеполаганию в учебной деятельности лежат в основе способности к целеполаганию в деятельности профессиональной, формируя активную личность, умеющую самостоятельно намечать свои цели и создавать условия их реализации. В своей статье я е остановилась на основных моментах формирования навыков целеполагания, которые были наиболее эффективны в моей педагогической практике. На первоначальном этапе необходимо помочь ученику осознать смысл учебной задачи и принять ее как лично для него значимую, приблизить реальные жизненные ориентиры к целям, декларируемым в учебной программе по математике. В начале обучения математики необходимо показать личностный смысл её изучения вывести их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени. Обозримый период времени можно определять в соответствии с видом их ведущей деятельности в определённом возрасте. Например, с 14 лет ведущей деятельностью становиться учебно-профессиональная. Показать смысл изучения математики можно с помощью мини-проектов «Математика в моей будущей профессии», в которых подростки формулируют индивидуальные цели для изучения предмета. На основе анализа разработанных мини-проектов я корректирую рабочую программу. При этом учитываю уровень знаний и опыта учащихся, определяю доступность и направленность работы на активную мыслительную деятельность. Так как все приемы строятся на диалоге, формирую и выстраиваю цепочку вопросов. Разрабатываю специальные текстовые задачи, применяя фрагменты социальной реальности, так как сами по себе изучаемые в школьной математике понятия абстрактны и допускают весьма широкий класс ситуаций для использования в задачах. Это способствует получению опыта применения математики к решению практических задач. Первоначально формулирование цели урока осуществляется коллективно с использованием написанных опорных слов, означающих начало данных фраз. Для формулировки целей учащиеся используют глаголы, обозначающие целевые действия и позволяющие однозначно определять достижения целей.(изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...). Постепенно учащиеся переходят полностью к самостоятельному формулированию целей урока. Процесс целеполагания создает у учащихся внутреннюю установку и самоустановку на достижение целей, которые в свою очередь обеспечивают готовность к усвоению знаний. Эта установка действует в течение всего урока и резко стимулирует плодотворную учебную деятельность детей на остальных его этапах. Предопределение школьниками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память и соответственно развивает их. Для этого я моделирую возможные проблемные ситуации на основе несложных профессиональных задач. Кроме того проблемную ситуацию можно создать заранее в процессе выполнения домашнего задания. В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели записываю на доске, что привлекает к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Так же на доске записываются и задачи. Фиксация целей и задач позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Целеполагание является важным компонентом учебной деятельности, способствующим развитию субъектной позиции. Осознанная цель достигается активнее и быстрее, а результат оказывается более высоким и качественным. Источники информации
Всего комментариев: 1
1
идея • 16:32, 03.02.2014
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены