РАЗРАБОТКИ
|
«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе»
Выполнила: Артамонова Ирина Андреевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Андреаполя Тверской области
Руководитель: Евстигнеева М.Е., гл. методист по начальному обучению УМЦ ТОИУУ Мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства школьников соответственно преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, легко забываемые слов, преобладания не яркого материала) тоже не способствует овладению детьми твёрдых навыков орфографии. Противоречия, решаемые в работе Изучаемый программный материал требует запоминания большого количества слов, а у младших школьников не достаточно развита память, что способствует допуску ошибок в словах, правописание которых нужно запомнить. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования. Возможно применение следующих способов определений:
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова. Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:
Материал для работы со словарными словами. Подбор однокоренных слов:
для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника: Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов. Синонимы:
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Из калитки вышел. Постучал в окошко, Пробежал по крыше. (М. Исаковский) Вот ворона на крыше покатой Ночевала тучка золотая В рощах птичье пение, А в классе - тишина. (Я. Аким) Одеяло убежало, Улетела простыня. И noдyШKa, как лягушка, Ускакала от меня. (К. Чуковский) Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (А. Пушкин) Петушок с высокой спицы Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина) Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми словарные слова.
Занимательные Формы работы с учащимися. Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать на уроках русского языка. Игра «В букву». Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий -Ей т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки. Игра «Угадай - ка». Детям предлагается угадать слово по согласным буквам: Игра «Собери слово». Р П А Т А Д Игра «Поиск». Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...). Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт). Игра «Ступеньки». В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ Игра «Догадайся, что за слово». ВОРОНА СОРОКА СОЛОМА КОРОВА МОЛОКО Игра «Расшифруй слово». Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16 Способы организации ассоциативных связей. Перед запоминанием трудных слов рекомендуется провести работу над их смысловым значением. Сначала свои предложения высказывают дети, затем учитель даёт толкование слова с помощью словаря или (и) показывает картинку, иллюстрацию его значения. 1 .Графический приём. а).Картинки: ассоциация по смыслу: л...пата ...гурец яг...да ассоциация по смежности и сходству: м... л... ко Молоко везут круглые колеса. м...л...т...к Он забивает круглые гвозди, п... суда Это круглая сковорода. букву Ё можно превратить в ёжика: шёл Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый ёжик. Шифровки - ребусы. У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. 2.Фонематический приём. Опоры на слуховые анализаторы. «Слова-помощники», но не родственные. Прогнозирование результатов. Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один из путей повышения грамотности - запоминание написания наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами .Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя для этого всю активную сущность ребёнка, все виды памяти. Предполагаемый уровень обучения. уровень - знания. Рассчитанный на простое запоминание и воспроизведение изученного материала. уровень - понимание. Предполагает от учащихся ответа на вопросы: «почему? зачем? что будет?», умение объяснить свой выбор, обнаруживать различные связи. уровень - применение. Умение применять изученный материал на практике, находить и исправлять свои и чужие ошибки. Систематическое использование описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями, поможет учащимся лучше усваивать орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоят учащиеся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов. Выводы В своей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи. Я бы хотела предложить некоторые практические советы и дать рекомендации начинающим учителям:
Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Список литературы1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990. 1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989. 2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989. 3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993. 4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. -М., 1989. 5. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989. 6. Карупе А Я. Обучение детей в школе. - М., 1994. 7. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008. 8. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993. 9. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983. 10. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983. 11. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990. 12. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994. 13. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991. 14. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены