РАЗРАБОТКИ
|
Профессионально-педагогическая направленность эстетического воспитания на уроках технологииУлучшение трудовой подготовки учащихся остается одной из главных задач общеобразовательной школы. Решающая роль в этом принадлежит тем, кто учит и воспитывает детей, в первую очередь учителям труда. Эффективность их работы определится в основном качеством уроков.
Любая профессия имеет свои особенности. Есть они и у преподавателя технологии. Вера в то, что без увлеченности творчеством нельзя стать по-настоящему гармонично развитым человеком — этим чувством должен обладать педагог — воспитатель. Преподаватель технологии в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы подростков. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова. [3 стр.25.] Профессия педагога-воспитателя требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-экономических сторон жизни, культуры меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии педагога — воспитателя всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художесвенно-творческой деятельностью, с различными видами искусства. Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области эстетического образования детей и подростков значительно опережает уровень подготовки будущих учителей технологии. Поэтому для них так необходимо понимать значение всех видов искусства в развитии общества, их взаимосвязь. Всесторонняя художественно-творческая подготовка дает будущему учителю технологии, прежде всего, знания о своей будущей профессиональной деятельности. Накопленный художественно-творческий опыт в сочетании со знаниями основ общественных наук, предметов психолого-педагогического цикла создает предпосылки для овладения методикой эстетического воспитания. Как известно, педагогическая наука выделяет в деятельности учителя любой специальности ряд функций, которые развиваются на базе соответствующих способностей (конструктивных, организаторских, гностических, исследовательских, информационных, развивающих и др.). Опираясь на современные исследования психологии педагогического труда, можно назвать следующие требования готовности учителя технологии к эстетическому воспитанию детей и подростков. В него включены следующие компоненты: информационно-ориентированный, коммуникативный, конструктивно-организационный, мобилизационный, специальный эстетический компонент. Исходя из этого, необходимо рассматривать эти компоненты как профессионально-ориентированную подготовку будущих учителей технологии к эстетическому воспитанию детей и подростков в отличие от его эстетической развитости, культуры, образованности и т.п. Это требует максимально соотносить эстетическую подготовленность педагога-воспитателя со спецификой его специальной профессиональной деятельности. [2 стр.53.] Знания и умения эстетических компонентов в профессиональной подготовке будущих учителей технологии должны быть реализованы в системе учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, колледжа. Во-первых, это теоретическая подготовка специалиста, включающая знания в области эстетики, искусства, теории и методики эстетического воспитания, педагогики и психологии, частных методик. Качественная общеобразовательная подготовка, призванная обеспечить кругозор, эрудированность, знания гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это художественно-практическая специальная подготовка будущих учителей, направленная на развитие знаний, умений и навыков в разных видах художественно-творческой деятельности. Это помогает определить содержание, цель профессионального обучения и воспитания, педагогическую систему необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых будущему учителю технологии. Профессионально-педагогическая направленность эстетического воспитания во всем комплексе средств должна выработать у будущих педагогов стойкую систему внутренних эстетических побуждений, мотивов, связанных с творчеством, интересов к искусству, потребностей в эстетическом характере педагогической деятельности и эстетических убеждений. Важнейшей содержательной стороной образования в области технологии является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности. [4 стр.83.] Задачи эстетического воспитания на уроках труда решаются в основном не словесными методами. Тщательная отделка школьниками изделий, приобщение на практике к технической эстетике, современному дизайну и традиционным народным художественным ремеслам, прикладному искусству — все это вызывает у учащихся эстетические переживания, пробуждает чувство прекрасного, воспитывает художественный вкус. Не секрет, что мотивация детей к образовательной области технологии снижается. Многие традиционные объекты труда не вызывают у них интереса. Современному подростку, живущему среди товарного изобилия нелегко объяснить необходимость изготовления своими руками предметов, которые можно купить в любом магазине. Поэтому сейчас большинство современных педагогов, в том числе и учителя технологии, стремятся предложить в качестве объектов труда художественно прикладное изделие. Художественное оформление изделия, владение элементарными основами дизайна требуется и при выполнении творческих проектов, большое значение которым отводится их реализации в процессе самостоятельной работы.
Приобщение учащихся к художественному проектированию позволяет сформировать у будущих учителей технологии реальный опыт творческой деятельности, значение которого для эстетического развития трудно переоценить. Эстетические чувства, художественная культура и творческие способности будущих учителей технологии необходимо развивать и формулировать непосредственно в процессе выполнения изделия. [2 стр.76.]
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей. Активная работа детей и подростков на занятиях технологии открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности на занятиях должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее. Список используемой литературы. 1. Гессен СИ. О трудовой школе. //Школа и производство. - 1999. - № 4, с. 17 2. Ельников Д.А., Ханин М.Б.Эстетическое воспитание школьников в процессе трудового обучения: Пособие для учителей труда. - М.: Просвещение, 1979. - 112 с. 3. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. - 352 с 4. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий: Кн. Для учителя: Из опыта работы. 2 –е изд., доп., и испр., М.: Посвящение, 1989. -159с. 5. Проблемы совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях. Сборник научных трудов / Научн. Редактор И.В. Павлов, И.И. Павлова, - Москва – Чебоксары: Изд – во НАНИ ЧР, 2002 – 336 с.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Арт-терапия в домашних условиях Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников Игры для развития мелкой моторики Советы родителям дошкольников: Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх. Выбор экипировки для занятий роллер спортом детям младшего школьного возраста |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены