РАЗРАБОТКИ
|
Опыт разработки авторской программы элективного учебного предмета для 11 класса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"Начало двадцать первого века ознаменовалось не только информационным бумом, но и резким снижением грамотности. Учителя, работающие в 10 – 11 классах, встали перед проблемой: как не в ущерб реализации рабочих программ по русскому языку помочь учащимся не растерять орфографические и пунктуационные навыки, полученные в 5 - 9 классах, как научить их бережно относиться к своему языку, грамотно оформлять свои тексты. Предлагаю вашему вниманию опыт составления программы элективного учебного предмета, цель которой помочь ученику в постижении сущности современной русской орфографии и русской пунктуации как системы, а также помочь учителю формировать УУД учащихся. Пояснительная записка В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Необходимы некоторые обобщенные комментарии к понятиям «орфограмма», «опознавательные признаки орфограмм», а также комментарии к некоторым формулировкам правил, включенных в новые учебники. Создание элективного предмета по трудным вопросам орфографии диктуется также необходимостью прокомментировать как с практической, так и с теоретической стороны ряд трудных орфографических тем. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако и в ней есть трудные случаи, у них разная «природа» и разная степень трудности, особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Есть и такие трудности в орфографии, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не. Нам представляется, что наиболее рациональным видом ответа на возникающие перед учениками вопросы будет описание отдельных трудностей русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Поэтому изложение трудных вопросов орфографии ведется в предлагаемом элективном курсе по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии. Вторая часть элективного предмета предполагает изучение трудных вопросов пунктуации. Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь ее сущность, ее принципы, усвоить ее системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы речи – мысли. Пунктуация как система, действующая ныне, складывалась исторически, функции знаков менялись, менялись и условия их применения. Эти изменения отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика употребления знаков идет дальше. Элективный учебный предмет ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности. Изложение материала рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причем пунктуации не как механического набора правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы. Элективный предмет должен показать, как на базе правил происходит обогащение функций знаков в практике печати; по возможности обратить внимание на необходимость воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает осмысление нерегламентированной пунктуации и умение отличить ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что очень важно в школьной практике. При комментировании так называемых трудных случаев орфографии и пунктуации (или спорных случаев) исходной точкой рассуждений служат основные положения стабильного свода правил.
формирование коммуникативной компетенции. Ученик должен уметь: анализировать орфографию и пунктуацию текста, производить комплексный анализ текстов разных стилей, редактировать свои и чужие тексты, обосновывая свою точку зрения. Программа элективного предмета не предусматривает только повторение ранее изученного материала по русскому языку, задачей предмета является углубление знаний по наиболее трудным темам курса русского языка, осознание родного языка как системы со своими законами. Кроме того, элективный учебный предмет «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» призван помочь выпускникам достойно пройти итоговую аттестацию. Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием: изучение научных лингвистических статей, составление тезисов, планов; комплексный анализ текстов различных стилей, анализ орфограмм и пунктограмм в тексте, опыт редактирования статей, опыт корректорской правки, анализ стихотворного текста при изучении авторских знаков препинания, работа с общелингвистическими понятиями, а также с терминологией, которая используется при изучении других школьных предметов, наблюдение за своей и чужой речью и др. Содержание программы Русский язык среди языков мира. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Слоговой принцип русской графики, ограниченность его действия. Отступления от слогового принципа. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенными обозначениями фонем в составе значимых частей слова. Морфологический принцип. Фонетический принцип. Принцип морфолого-графических аналогий. Трудные случаи, отвечающие морфологическому принципу. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. Современная пунктуация как исторически сложившаяся система. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. Система употребления знаков препинания с учетом современной практики печати. Норма в пунктуации и проблема выбора знака препинания. Результаты изучения элективного учебного предмета «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Личностными результатами являются:
Учебные пособия, реализующие программу элективного учебного предмета
Элективный курс рассчитан на 34 часа (1 урок в неделю) Календарно-тематическое планирование
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены