РАЗРАБОТКИ
|
Метод проектов и его использование в урочной и внеурочной деятельностиУважаемые коллеги. Концепция обновления содержания образования, отраженная в инициативе «Наша новая школа», ставит перед нами задачу формирования личности, ориентированной на саморазвитие, самообразование, самореализацию. В этой связи большого внимания заслуживает метод проектов, который обеспечивает заявленный в Стандарте второго поколения деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося в режим саморазвития. Проектная технология в педагогике существует уже давно. Основан метод проектов в американской школе начала ХХ века Джоном Дьюи, применялся и в отечественной практике в 20-З0-е годы. В последнее время этому методу вновь уделяется пристальное внимание, так как проектная деятельность становится особенно актуальной в современном информационном обществе. На мой взгляд, проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии. Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеклассной работе. Применение метода проектов определяется рядом требований:
Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:
Остановлюсь на тех проектах, которые активно применяю в своей практике. Практико-ориентированный проект используется мною в урочной деятельности. Данный проект предполагает получение продукта, который можно в дальнейшем использовать в работе. В качестве примера приведу урок-проект «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи». Вначале урока выявляется проблема, связанная с трудностью выбора слитного или раздельного написания НЕ, определяются цели и задачи. Учащимся предлагается решить проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами. Работа организуется по группам. Каждая группа исследует условия слитного и раздельного написания НЕ с определенными частями речи. В процессе выполнения заданий составляется опорная схема. На уроках литературы в 5 классе при изучении темы «Фольклор» предлагаю ребятам создание проектной работы «Малые жанры фольклора». Поэтапно в процессе изучения тем в работе появляются странички, посвященные пословицам и поговоркам, загадкам, частушкам и т.д. Каждый раздел ребята сопровождают иллюстрациями. В результате создается учебное пособие, которое можно использовать на уроках как раздаточный материал. Исследовательские проекты целесообразно использовать во внеурочной деятельности. Они предполагают обращение к какой-либо актуальной теме и ее всестороннее исследование. В качестве примера такого проекта можно рассмотреть историко-краеведческую тропу «Край, что сердцу дорог». Проект создавался с целью познакомиться с историей родного края и судьбами людей, оставивших свой след на этой земле. В ходе работы были исследованы архивные документы, проведены беседы со старожилами, изучена краеведческая литература. В проекте отражены история и современная жизнь деревень Евсеево и Улитино, рассказано о наиболее интересных судьбах наших земляков. Реализацией проекта стало создание экскурсионного маршрута и экспозиций школьного музея. Данный проект является открытым и постоянно пополняется новыми материалами. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать как в урочной, так и во внеклассной работе. Они могут быть коллективными и индивидуальными. Продуктом таких проектов может стать любая творческая работа. Например, при изучении творчества М.Ю. Лермонтова учащимся 6 классов предлагается создать поделку, отражающую сюжет стихотворения. Особой популярностью при выборе темы работы у учащихся пользуются «Три пальмы», «Парус», «На севере диком…». Также группой учащихся 6 класса создан проект «Литературная робинзонада». В него вошли три произведения: «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Таинственный остров» Ж.Верна и «Васюткино озеро» В.Астафьева. Работая над проектом, ребята узнали о жанре робинзонады, познакомились с биографией писателей и историей создания произведений. К каждому произведению был сделан макет, отражающий эпизоды из приключений героя, и иллюстрации. Также ребята выпустили буклет с краткой аннотацией каждого произведения. В этом году проект пополнился настольной игрой по событиям из глав «Таинственного острова» Ж. Верна. Таким образом, главным результатом проектной деятельности, является развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в работе. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены