РАЗРАБОТКИ
|
Использование групповых форм работы как средство развития индивидуальности школьников на уроках литературыР.П. Астафьева Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика. В определенной степени ставшее в последние годы реальностью вариативное образование позволяет с большей гибкостью реализовать эту задачу. Создавая разные типы учебных заведений, формируя классы в широком спектре от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических, адаптивная школа упорно ищет путь, основанный на глубокой дифференциации по всем линиям, включая содержание образования, педагогические технологии, формы организации учебного процесса, дозирование учебных нагрузок с учетом не только актуального, но и потенциального здоровья детей. В связи с распространением в общеобразовательной школе концентрической структуры литературного образования, учитель получил возможность свободного выбора форм и методов обучения, а следовательно, возможность дифференциации образовательного процесса. В педагогической практике накоплен богатый арсенал разнообразных форм организации учебной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно применять разнообразные и эффективные формы организации урока. Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками, почти исключив возможность общения ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебной деятельности. Слабой стороной фронтальной формы учебной деятельности школьников является и ее ориентация на среднего ученика, где в итоге общие задания для сильных учащихся оказываются заданиями пониженной сложности, а для слабых - трудными. Казалось бы, что эти проблемы может решить индивидуальный опрос. Однако такая форма организации учебной деятельности, как правило, позволяет опросить двух, трех учеников. Остальные школьники отвлекаются, остаются безучастными, становятся равнодушными и безответственными. Гуманизация образования предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск гибких форм организации учебы. Разумеется, необходимо умело сочетать все формы работы. Так, например, фронтальный опрос позволяет выявить подготовленность школьников к уроку или к осмыслению нового материала, когда на вопросы учителя дают краткие ответы несколько учащихся класса. Фронтальный опрос мобилизует внимание учащихся, поскольку повышает их ответственность в учении, когда каждый ученик трудится как член единого коллектива и осознает, что от темпов и эффективности работы каждого зависит успешность выполнения задания всем классом. Одной из продуктивных форм организации учебно-воспитательного процесса является коллективная форма. Деятельность школьников становится коллективной, если цель деятельности осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива, организация деятельности предполагает известное разделение труда, в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости, контроль над деятельностью частично осуществляется членами коллектива. Одна из форм коллективной деятельности - работа в группах. Групповое обучение в настоящее время активно развивается, функционирует Международная ассоциация по вопросам группового обучения, издается ориентированный на педагогов-практиков журнал «Групповое обучение», проводится множество исследований, обосновывающих эффективность группового обучения. В чем же конкретные преимущества группового обучения?
Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь групповую и межгрупповую работу в классе. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы обеспечивает лучший учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для формирования навыков коллективной познавательной деятельности. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую пользу, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении материала своему однокласснику. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1. Подготовка к выполнению группового задания:
Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. - Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу. - В системе различных форм групповой познавательной деятельности особое место занимает общественный смотр знаний, где очень важно правильно организовать подготовительный этап. - В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Объявляются итоги общественного смотра знаний. - К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, во время которых класс разделяется на какие-либо группы. Например, урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты. Консультанты - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, проявляющие желание помочь своим товарищам в учении. - Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются эффективностью данной формы работы. Класс делится на 12 пар, где одни из них учат стихотворения наизусть, причем каждый учит свое, выбранное им стихотворение, а другие прорабатывают по очереди с разными учениками критическую статью - анализ каждого из указанных стихотворных текстов. - Каждый ученик получает свою особую тему и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником. - Когда ученик заканчивает проработку критической статьи, он еще раз ее перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное изложение (анализ стихотворного текста) кому-то из своих товарищей, а тот, который заучивал стихотворение, выступает перед малой группой. - Работа над текстом в условиях сменности партнеров создает условия для совершенствования механизмов адаптации учащихся друг к другу в процессе совместной работы. Еще более важным является то, что во время такой работы происходит взаимообогащение, развитие мышления и речи в благоприятных для каждого ученика условиях общения друг с другом при полной релаксации. Учить вычленить главное при такой коллективной работе значительно легче. Создаются условия для поискового и проблемного обучения. 1-я группа. «Причудливая старуха»:
2-я группа. «История жизни Татьяны»:
3-я группа. «Самое замечательное лицо» среди дворовых»:
Наибольшее оживление при этом вызывает обсуждение вопроса «Каким вы представляете будущее Татьяны?» во 2-й группе. Весь класс подключается к обсуждению данного вопроса, каждый пытается высказать свое представление: ведь ребятам так хочется помочь и изменить судьбу горемычной Татьяны. Но в конце концов приходят к единому мнению: ни уйти от пьяницы мужа, ни от влияния «причудливой старухи» она не может. Таковы законы крепостного права и «домостроевские» нравы. Если и суждено на ее долю хоть крупицы счастья, то Татьяна может испытать ее только в общении с детьми или же в труде. Итак, что привносит в учебно-воспитательный процесс групповая форма работы?
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Контроль родителями домашнего задания в начальной школе Памятка для родителей по преодолению и профилактике интернет-зависимого поведения. Упражнения на координацию на уроках физической культуры Виды, формы и последствия насилия в семье Формирование навыков мелкой моторики у детей с проблемами в развитии |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены