РАЗРАБОТКИ
|
Значение занятий фитнесом для детей и подростков
На необходимость реорганизации системы физического воспитания детей и подростков в учебных заведениях указывает статистика медицинских обследований. На это указывал и Дмитрий Медведев: «Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях. Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости – ухудшение здоровья учащихся и физическая, нравственная деградация».
Большой популярностью и востребованностью инновационных направлений в области физической культуры в школах все большее значе-ние приобретает углубленный ретроспективный анализ гимнастических, ритмико-пластических и танцевальных форм, применяемых в современном фитнесе. Фитнес – это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес – это увлекательные и полезные занятия спортом для людей разных возрастов. Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на усвоение школьной программы, уровень и требования которой значительно повысился. Еще одним немаловажным фактором малой подвижности детей школьного возраста стал компьютер. За несколько лет из предмета исключительно офисного оборудования или дорогой домашней игрушки он превратился в инструмент для работы и учебы, без которого не обойтись. Эксперты считают, что не за горами время, когда «бумажные» книги, учебники будут почти вытеснены электронными. Время ставит новые задачи перед учениками и их учителями. Грамотный подход к занятиям фитнесом обеспечит хорошее знание анатомо-физиологических особенностей подростков. Период с 9-10 до 13-14 лет, обычно называемый пред-пубертатным, т.е. предшествующим половому созреванию. Другое название этого этапа – подростковый. Пожалуй, это наиболее сложный и противоречивый этап онтогенеза, который с полным правом можно отнести к разряду критических периодов развития. Именно в этом возрасте в организме наблюдается разбалансировка большинства функций, утрачивается их былая эффективность, достигнутая на предыдущем этапе развития. Морфологические изменения в этот период выражены обычно еще слабо. Появляются лишь отдельные вторичные половые признаки, свидетельствующие о начале пубертатных процессов. Однако у девочек начинает меняться характер жироотложения, и формируются грудные железы. Резкое увеличение скорости роста тела хорошо известно и обычно принимается за начало пубертатного ростового скачка. Стимуляция роста мышечной массы верхних и нижних конечностей по времени не совпадают: пик максимума скорости роста верхних конечностей у мальчиков приходится на 12 лет, в то время как период наиболее интенсивного роста мышц ног наступает в 13 лет Период жизни с 12-13 до 17-18 лет называют подростковым возрастом. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из которых являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные – увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения – окончательное созревание и перестройка всех органов и систем. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем 5 лет. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее. В 11-12 лет может быть первая менструация – у большинства в 13-14 лет, в 15-16 лет устанавливаются регулярные менструации. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, который в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста. У мальчиков сроки и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще всего начало полового созревания отмечается в 12-14 лет, в 14-15 лет – дальнейшее прогрессирование, первые поллюции, в 18-20 лет – завершение полового созревания. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста. В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом мальчики опережают в развитии девочек. Стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек в 13-15 лет рост колеблется в пределах 154-160 см, а вес – 42-52 кг. У мальчиков в 13 лет рост меньше чем у девочек – на 150 сантиметров. К 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация наблюдается и с весом тела: в 13 лет у девочек он равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста – 39,5 кг. Однако к 15 годам он уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочек, и составляет 52-53 кг. В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками, у которых в 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес – 53 кг, в то время как у мальчиков – соответственно 167-168 см и 56-57 кг. У девушек в возрасте 17 лет рост и вес – 160-161 см и 55-56 кг, а у юношей этого возраста – соответственно 171-172 см и 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослых. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так, пульс у ребенка в 13 лет составляет около 72-80 уд./мин., в 14 лет – уже 72-78 уд./мин., в 15 лет – 70-76 уд./мин., а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 уд./мин., что практически соответствует пульсу взрослого человека. Артериальное давление ребенка с возрастом повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт. ст., а для молодого человека 18 лет – 120/70 мм рт. ст.: это уже норма взрослого человека. Одновременно с возрастом наблюдается уменьшение частоты дыхания: в 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений в минуту, а в 14-15 лет – уже 17-18. Их число у старшего школьника – уже как у взрослого человека. Мышечная система у детей развита хорошо. Так как они ведут подвижный образ жизни и регулярно получают умеренную физическую нагрузку, мышечная система совершенствуется – сокращения мышц становятся сильнее, они обретают выносливость. Старшеклассник в этом отношении уже может сравниться со взрослым человеком. Подростки среднего и старшего школьного возраста приобретают новые навыки и совершенствуют приобретенные ранее. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не составляет для них значительной нагрузки. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. В этом возрасте активно формируется личность. Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста возрастает вес тела. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. В то же время возрастная картина ростовых процессов в мышечной ткани имеет совсем другой вид. Рост мышечной массы имеет два максимума. Так, для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй – на 15-16 лет. Интересно, что у девочек вторая фаза активизации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует. Все эти перестройки сопровождаются сложными и неоднозначными изменениями строения мышечной ткани. Фаза задержек ростовых процессов в мышцах в 14-летнем возрасте связана с необычайным усилением окислительных возможностей. Но в дальнейшем направление развития энергетики мышечных волокон меняется на противоположное, и в 16-17 лет мы вновь видим снижение на 30% окислительного потенциала мышечных волокон. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Следует помнить, что телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная пружина, заложенная самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у него с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а возможность движения, практических действий – одно из самых больших удовольствий, а также эффективное средство поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Основная цель групповых занятий физическими упражнениями – положительное воздействие на все компоненты оздоровительного фитнеса: мышечная сила и выносливость, гибкость, координация, коррекция фигуры, регуляция психофизического состояния, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сгоранию жира эмоциональный подъем. Составляя программу, следует руководствоваться основными принципами оздоровительно-развивающей тренировки детей и подростков:
Фитнес – это упражнения для всех мышц тела, и только для верхней части, и для мышц живота и спины. Для повышения эффективности подобных занятий широко применяются различные свободные веса:
Структура занятий фитнесом: разминка, основная часть, заминка. В задачу разминки входит подготовка организма к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развиваются сердечнососудистая, дыхательная и другие системы организма. Большое значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. К тому же в этой части занятия осуществляется психологический настрой к предстоящей работе. Темп музыки в подготовительной части занятия не превышает 124-136 уд/мин. Разминка составляет 10-15 мин всего времени занятия. Основная часть – самая важная часть занятия. Лишь после 20 мин. Интенсивной работы начинает происходить активное энергообеспечение за счет жирового обмена, что способствует снижению веса тела. Темп музыки при занятиях составляет в среднем 128-152 уд/мин. Продолжительность по времени 20-25 мин. И включать в себя 5-6 упражнений на разные группы мышц. Количество повторений в каждом подходе зависит от поставленной цели. Заминка – третий блок занятия, в котором нагрузка постепенно снижается, однако пульс остается на том же уровне. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, замедления темпа музыки до 124-135 уд. мин., замены силовых упражнений упражнениями на растяжку. Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся и ожидаемые результаты не заставят себя ждать: Ожидаемые результаты
Используемая литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены