РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Значение занятий фитнесом для детей и подростков

На необходимость реорганизации системы физического воспитания детей и подростков в учебных заведениях указывает статистика медицинских обследований. На это указывал и Дмитрий Медведев: «Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях. Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости – ухудшение здоровья учащихся и физическая, нравственная деградация». 

Большой популярностью и востребованностью инновационных направлений в области физической культуры в школах все большее значе-ние приобретает углубленный ретроспективный анализ гимнастических, ритмико-пластических и танцевальных форм, применяемых в современном фитнесе.
 
Фитнес – это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес – это увлекательные и полезные занятия спортом для людей разных возрастов. 

Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на усвоение школьной программы, уровень и требования которой значительно повысился. 

Еще одним немаловажным фактором малой подвижности детей школьного возраста стал компьютер. За несколько лет из предмета исключительно офисного оборудования или дорогой домашней игрушки он превратился в инструмент для работы и учебы, без которого не обойтись. Эксперты считают, что не за горами время, когда «бумажные» книги, учебники будут почти вытеснены электронными. Время ставит новые задачи перед учениками и их учителями. 

Грамотный подход к занятиям фитнесом обеспечит хорошее знание анатомо-физиологических особенностей подростков.
Период с 9-10 до 13-14 лет, обычно называемый пред-пубертатным, т.е. предшествующим половому созреванию. Другое название этого этапа – подростковый. Пожалуй, это наиболее сложный и противоречивый этап онтогенеза, который с полным правом можно отнести к разряду критических периодов развития. Именно в этом возрасте в организме наблюдается разбалансировка большинства функций, утрачивается их былая эффективность, достигнутая на предыдущем этапе развития. 

Морфологические изменения в этот период выражены обычно еще слабо. Появляются лишь отдельные вторичные половые признаки, свидетельствующие о начале пубертатных процессов. Однако у девочек начинает меняться характер жироотложения, и формируются грудные железы. 

Резкое увеличение скорости роста тела хорошо известно и обычно принимается за начало пубертатного ростового скачка. Стимуляция роста мышечной массы верхних и нижних конечностей по времени не совпадают: пик максимума скорости роста верхних конечностей у мальчиков приходится на 12 лет, в то время как период наиболее интенсивного роста мышц ног наступает в 13 лет 

Период жизни с 12-13 до 17-18 лет называют подростковым возрастом. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из которых являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные – увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения – окончательное созревание и перестройка всех органов и систем. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. 

У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем 5 лет. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее. В 11-12 лет может быть первая менструация – у большинства в 13-14 лет, в 15-16 лет устанавливаются регулярные менструации. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, который в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста. 

У мальчиков сроки и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще всего начало полового созревания отмечается в 12-14 лет, в 14-15 лет – дальнейшее прогрессирование, первые поллюции, в 18-20 лет – завершение полового созревания. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста. 

В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом мальчики опережают в развитии девочек. Стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек в 13-15 лет рост колеблется в пределах 154-160 см, а вес – 42-52 кг. У мальчиков в 13 лет рост меньше чем у девочек – на 150 сантиметров. К 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация наблюдается и с весом тела: в 13 лет у девочек он равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста – 39,5 кг. Однако к 15 годам он уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочек, и составляет 52-53 кг. 

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками, у которых в 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес – 53 кг, в то время как у мальчиков – соответственно 167-168 см и 56-57 кг. У девушек в возрасте 17 лет рост и вес – 160-161 см и 55-56 кг, а у юношей этого возраста – соответственно 171-172 см и 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослых.
Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так, пульс у ребенка в 13 лет составляет около 72-80 уд./мин., в 14 лет – уже 72-78 уд./мин., в 15 лет – 70-76 уд./мин., а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 уд./мин., что практически соответствует пульсу взрослого человека. 

Артериальное давление ребенка с возрастом повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт. ст., а для молодого человека 18 лет – 120/70 мм рт. ст.: это уже норма взрослого человека. Одновременно с возрастом наблюдается уменьшение частоты дыхания: в 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений в минуту, а в 14-15 лет – уже 17-18. Их число у старшего школьника – уже как у взрослого человека. 

Мышечная система у детей развита хорошо. Так как они ведут подвижный образ жизни и регулярно получают умеренную физическую нагрузку, мышечная система совершенствуется – сокращения мышц становятся сильнее, они обретают выносливость. Старшеклассник в этом отношении уже может сравниться со взрослым человеком. 

Подростки среднего и старшего школьного возраста приобретают новые навыки и совершенствуют приобретенные ранее. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не составляет для них значительной нагрузки. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. В этом возрасте активно формируется личность. 

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста возрастает вес тела. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. В то же время возрастная картина ростовых процессов в мышечной ткани имеет совсем другой вид. Рост мышечной массы имеет два максимума. Так, для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй – на 15-16 лет. Интересно, что у девочек вторая фаза активизации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует. Все эти перестройки сопровождаются сложными и неоднозначными изменениями строения мышечной ткани. Фаза задержек ростовых процессов в мышцах в 14-летнем возрасте связана с необычайным усилением окислительных возможностей. 

Но в дальнейшем направление развития энергетики мышечных волокон меняется на противоположное, и в 16-17 лет мы вновь видим снижение на 30% окислительного потенциала мышечных волокон. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. 

Следует помнить, что телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная пружина, заложенная самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у него с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а возможность движения, практических действий – одно из самых больших удовольствий, а также эффективное средство поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой.
Основная цель групповых занятий физическими упражнениями – положительное воздействие на все компоненты оздоровительного фитнеса: мышечная сила и выносливость, гибкость, координация, коррекция фигуры, регуляция психофизического состояния, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сгоранию жира эмоциональный подъем. 

Составляя программу, следует руководствоваться основными принципами оздоровительно-развивающей тренировки детей и подростков:
  • принцип «не навреди»; 
  • принцип биологической целесообразности; 
  • программно-целевой принцип; 
  • принцип половозрастных различий; 
  • принцип индивидуализации; 
  • принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека; 
  • принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека; 
  • принцип красоты и эстетической целесообразности. 
Фитнес – это упражнения для всех мышц тела, и только для верхней части, и для мышц живота и спины. Для повышения эффективности подобных занятий широко применяются различные свободные веса:
  • гантели; 
  • боди-бары (гимнастические палки); 
  • специальная штанга (памп); 
  • набивные мячи; 
  • гири. 
Из всего вышесказанного вытекают основные задачи занятий фитнесом:
  • профилактика заболеваний сердечнососудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и др.; 
  • повышение иммунитета детей и подростков; 
  • избавление от лишнего веса; 
  • улучшение осанки; 
  • улучшение двигательных качеств; 
  • приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков;  выработка правильных рациональных двигательных стереотипов, необходимых в повседневной жизни, – правильного сидения, стояния, подъема тяжестей и пр.; 
  • возможность предотвращения травм; 
  • улучшение телосложения; 
  • выработка на всю жизнь привычки заниматься физическими упражнениями; 
  • развитие двигательной памяти. 
Структура занятий фитнесом: разминка, основная часть, заминка. 

В задачу разминки входит подготовка организма к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развиваются сердечнососудистая, дыхательная и другие системы организма. 

Большое значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. 

К тому же в этой части занятия осуществляется психологический настрой к предстоящей работе. Темп музыки в подготовительной части занятия не превышает 124-136 уд/мин. Разминка составляет 10-15 мин всего времени занятия. 

Основная часть – самая важная часть занятия. Лишь после 20 мин. Интенсивной работы начинает происходить активное энергообеспечение за счет жирового обмена, что способствует снижению веса тела. Темп музыки при занятиях составляет в среднем 128-152 уд/мин. Продолжительность по времени 20-25 мин. И включать в себя 5-6 упражнений на разные группы мышц. Количество повторений в каждом подходе зависит от поставленной цели. 

Заминка – третий блок занятия, в котором нагрузка постепенно снижается, однако пульс остается на том же уровне. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, замедления темпа музыки до 124-135 уд. мин., замены силовых упражнений упражнениями на растяжку.
 
Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся и ожидаемые результаты не заставят себя ждать:

Ожидаемые результаты 
  • Мышцы - Повышаются показатели абсолютной силы. 
  • Экономизируется работа мышц. - Увеличивается мышечная масса 
  • Связочный аппарат - Улучшается эластичность 
  • Кости - Увеличивается плотность костной ткани 
  • Суставы - Улучшается подвижность суставов, что способствует профилактике травматизма 
  • Позвоночник - Сохраняются естественные изгибы позвоночника. 
  • Задерживается дегенерация межпозвоночных дисков 
  • Нервная система - Повышается лабильность, уменьшается возбудимость. 
  • Совершенствуется регуляция мышечного напряжения 
  • Телосложение - Увеличивается мышечный компонент соматотипа. 
  • Уменьшается жировая прослойка 
  • Психика - Появляется уравновешенность, снижаются возбудимость, нервозность 
  • Социальный статус - Повышается уверенность в себе, улучшается коммуникативность 

Используемая литература:

Ким Н.К., Дьяконов М.Б. Фитнес. Учебник, 2006 г.
Ким Н.К. «Идеальная фигура. Энциклопедия современного фитнеса» 2007 г.
Ольга Буркова, Татьяна Лисицкая «Пилатес – фитнес высшего класса. Секреты стройной фигуры и оздоровления», М., 2005 г.
Делавье Ф. «Анатомия силовых упражнений для женщин», М., 2007 г.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены