РАЗРАБОТКИ
|
Технология «ИСУД» (Индивидуального стиля учебной деятельности) на уроках биологии.Технология «ИСУД» (Индивидуального стиля учебной деятельности) на уроках биологии. В русле гумманизации образования разработана концепция личностно-ориентированного образования, которая делает акцент на формирование различных компонентов личности. Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными» выполняют те или иные формы учебных заданий «хорошо»: есть дети, для которых легче построить таблицу, чем ее проанализировать, а другие наоборот, быстрее увидят в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются; т.е. не все формы работы на уроках для учащихся комфортны. Психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбираются под возможности и особенности ребенка. В настоящее время разработана и апробирована педагогическая технология «ИСУД» (индивидуального стиля учебной деятельности) как своеобразный дидактический ресурс личностно-ориентированного образования (автор Галеева Наталья Львовна.) Данная технология предполагает использования матрицы параметров индивидуального стиля учебной деятельности для каждого ученика (или матрицу учебного успеха ученика) Параметры ИСУД 1 Обученность и обучаемость Обученность - объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. 3-й уровень обучаемости - наиболее высокий, творческий уровень. 2. Внимание и его характеристики:
3. Память
4. Модальность - предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации (предпочитаемый способ переработки и выдачи информации)
5. Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга. Учащиеся с доминированием правого полушария предпочитают Учащиеся с доминированием левого полушария предпочитают: Рабочую полусферу доски - левую. Светлую доску - темный мел. Образное мышление (гештальт). Лучше выполняет творческие задания, эксперименты, любит музыкальный фон при выполнении деятельности; обычно занимает престижное положение в коллективе; любит устанавливать новые контакты, предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия информации, есть визуалы Переработка информации быстрая, иногда мгновенная. Интеллект интуитивный. Экстравертированность-легко «выходит из себя». Память наглядно-образная, смысловая. Приверженность к практике; интересует сам процесс. При проверке знаний предпочитает устный опрос, вопросы развернутого типа. Технологии обучения предпочитают: мозговой штурм, просмотр фильма, прогнозирование, выявление сходства разных объектов, сравнение фактов, выделение сути, выделение важнейших моментов в процессах, обобщение, экскурсии, путешествия. Рабочую полусферу доски - правую. Темную доску - светлый мел. Для них характерен абстрактный линейный стиль изложения информации; неоднократное повторение учебного материала; тишину на уроке, стремление к самостоятельности, высокую потребность в умственной деятельности. Чаще аудиалы. реже визуалы. Переработка информации последовательная, медленная. Чаще интровертированность, реже «выходят из себя». Память Словестно-логическая. Мыслительные операции при помощи цифр, знаков. Привержены к теории: интересует результат. При проверке знаний предпочитают решение задач, выбор готового варианта ответа из нескольких. Технологии обучения предпочитают: работа по алгоритму, логические задания, анализ подробностей объектов и процессов, анализ результатов, выявление различий, создание категорий.
7. Коммуникативная ОУУН
8. Информационные ОУУН
9. Мыслительные ОУУН
10. Уровень мотивации:
Методы и приемы работы на уроках. Исходя из данных параметров, строится матрица приемов и методов учебной деятельности ученика. Например, учитель дает определенной группе учащихся следующие задания:
3) буквенный диктант (на слух) для аудиалов с 3-м уровнем обучаемости:
4) Числовой диктант (на слух): 1. К количеству уровней организации живой материи прибавить количество букв в фамилии автора закона гомологических рядов наследственной изменчивости.(9+7=16) 2. Количество этапов в синтезе белка умножить на число разных пар нуклеотидов в ДНК (3 * 2=6) 3. От количества букв в имени автора атомистической теории строения мира отнять количество букв в названии систематической категории, к которой относится слово « лесной» в названии «Колокольчик лесной».(8-3=5) 4.От количества типов доказательств эволюции отнять количество букв в фамилии автора эволюционной теории.(7-6=1) 5.Количество букв в названии надсистемы для популяций умножить на долю гетерозигот во втором поколении моногибридного скрещивания.(10 * 1):2=5) 5) Составить текст с биологическими ошибками для учащихся с 3-м уровнем обучающихся и социальной мотивацией; 7) Диктант «Шифровальщик» - задание на тренировку образного правополушарного мышления и межполушарных взаимодействий: учитель диктует термины, понятия, названия объектов, их характеристики, ученики записывают по порядку в виде символов, условных значков (нельзя использовать буквы) на последней странице тетради. Затем урок продолжается, и после двух-трех смен видов деятельности, учащимся предлагается вернуться к зашифрованному списку и восстановить его уже на словах. 8) Задание, хорошо развивающее межполушарное взаимодействие, умение задействовать для анализа любой канал информации - извлечь всю информацию из представленного объекта, этим объектом может стать комнатное растение, таблица, плод и т.д. - его можно понюхать потрясти, пощупать… 9) Корректурная проба: найти все термины по теме «Нуклеиновые кислоты» в последовательности букв, дайте им определение (письменно) аолрпаекуцйфыздщшолгнрпеакролджтранскрипциябюдщшг екприкодазаьблогнепмвичюдщшнегрпнекуматричныйтолщд зенрогопакарепликациябюлгенгоаекпвурокомплементарность спиральдореншьакпронть-задание на концентрацию внимания
л е р т к Ответ: Клетки растений сложнее клеток животных 11) Написать сочинение «от имени…(органоида клетки, животного, растения, бактерии, экосистемы и др.)», можно в виде репортажа, интервью. Можно разыграть написанное в виде сценки, монолога. Задание для кинестетиков правополушарных учеников. 12) Составить меню на один день из продуктов, полученных на основе растений одного центра происхождения. 13) Составить меню на один день из растений одного семейства. Последние два задания для учащихся с базовым уровнем мотивации, развивают мыслительные ОУУН. 14) Придумать и нарисовать рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, о здоровом образе жизни, о вреде курения и т. д-для правополушарных и кинестетиков. 15) Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту - для левополушарных, склонных к самостоятельности учащихся. 16) Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем - для визуалов, правополушарных людей. 17) Составить задание для викторины,- для правополушарных, кинестетиков. 18) Собрать и оформить тематический сборник пословиц и поговорок, стихов и песен о представителях какого-либо класса животных или семейства растений. 19. Предсказать погоду по приметам, связанным с живыми организмами. 20) Подготовить и провести урок по определенной теме. 21) Выполнение заданий в тестовой форме с вопросами обязательного уровня. 22) Найти смысловую ошибку в тематическом тексте (письменно) 23) Найти лишнее из списка, дать объяснение выбору. 24) Свернуть информацию в виде текста в таблицу, схему, диаграмму, карту, - задание синтеза. 25) Выполнение лабораторных и практических работ, творческие и поисковые задания. Групповые формы урока вызывают у учащихся ощущение внутренней свободы, в ситуации совместного обучения ученики: обсуждают совместно изучаемый материал; помогают друг другу преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму; учат сотрудничать. Роль учителя в учебном процессе меняется с роли транслятора знаний на роль управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры, способность к глубокому и грамотному педагогическому анализу не только содержания предмета, но и педагогических условий и ситуаций, средств, приемов и методов учебной работы, и самого субъекта учебной деятельности – ученика. Таким образом, учитель играет роль дирижера на уроках, изучив личностные особенности каждого ученика, он дифференцированно подходит к обучению, преследуя главную цель - создать все условия, чтобы каждому ученику было комфортно на уроке, в этом и есть особенность здоровьесберегающих технологий.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены