РАЗРАБОТКИ
|
Формирование педагогической культуры родителей в условиях образовательного учреждения.
Светличная Елена Николаевна
социальный педагог ГБОУ СОШ №303 им.Ф.Шиллера г.Санкт-Петербурга Семья является той важной средой, в которой ребенок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражении чувств. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений имеют неоценимое значение для воспитания ребенка. Педагогическая культура родителей служит основой их воспитательной деятельности. От ее уровня зависит успешность и результативность домашнего воспитания ребенка. Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Она включает несколько компонентов:
Современная школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, в то время как большинство родителей не имеет педагогической подготовки. Недаром еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В одностороннем порядке школе трудно наладить диалог с семьей ребенка, так как семья к нему не готова. Только систематическая и последовательная работа с семьей ведет к возникновению союза родителей и педагогов. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. Успех в воспитании детей зависит не только от воспитательного потенциала школы, но и от воспитательного потенциала семьи. Необходимо работу образовательного учреждения строить таким образом, чтобы в получении позитивных результатов были заинтересованы не только работники школы, но и сами родители. Это возможно посредством организуемой систематической социально-педагогической работой с семьей. При этом очень важно, для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе, представлять коллектив школы как единое целое. Современная педагогическая практика взаимодействия с семьей предлагает следующие формы организации работы с родителями учащихся:
Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций. Совет по профилактике правонарушений основной целью которого, является объединение администрации, педагогов, родителей и общественных организацией для эффективности процесса профилактики правонарушений. Отличительной особенностью Совета является то, что в ходе заседания принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по защите прав и интересов ребенка. Открытые уроки: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. Индивидуальные консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах (особенности здоровья ребенка, увлечения и интересы детей, поведенческие реакции, особенности характера, учебная мотивация, моральные ценности семьи и т.д.). Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни. Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Общешкольные тематические родительские собрания проводятся ежеквартально. Цель: просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей; Классные родительские собрания проводятся ежеквартально. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Родительские вечера: форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга. Попечительский Совет школы: проводится ежеквартально. В ходе заседания педагогический коллектив и администрация школы знакомит родителей с нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия. Интересной и достаточно новой формой работы с родителями в нашей школе является «Школа для родителей». Основной формой установления контактов педагогов с семьями учащихся по-прежнему остается родительское собрание. Как правило, родительское собрание используется и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса. Но решение большого количества учебных вопросов не позволяет дать родителям необходимый объем педагогических и психологических знаний, построить диалог в режиме «вопрос-ответ». Ее цель ― оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и предупреждении негативных явлений у детей и подростков, оказание помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей. Структура проведения «Школы для родителей» постоянна:
Итогом данной работы является повышение уровня педагогической культуры родителей, понимание и осознание ответственности за воспитание своих детей, практические умения организации жизни и деятельности детей в семье. Следствием этого является увеличение количества родителей обращающихся за консультацией к специалистам и педагогам школы и уменьшение количества учащихся склонных к правонарушениям и детей «группы риска».
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены