РАЗРАБОТКИ
|
Система работы с одарёнными учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению русского языка и литературы
Из опыта работы Коржавиной Нины Леопольдовны,
учителя русского языка и литературы, 1 кв. категории МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской области И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из ученических побед.
А.Дементьев
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое внимание уделяется работе с одарёнными детьми.
В отличие от традиционной системы школьного образования, где основная работа учителя направлена на среднего ученика, в Новой школе педагог обязан изучать и решать проблемы детей с высоким интеллектуальным потенциалом, создавать условия для развития природных задатков и самореализации личности. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал района, области, страны в ближайшей перспективе.
Одарённость – это системное, развивающееся на протяжении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в какомлибо виде деятельности по сравнению с другими людьми.
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда; имеют высокие лидерские способности. Такие дети уже в детстве выделяются среди сверстников уровнем развития, высокой концентрацией внимания, любознательностью, разносторонними интересами, яркими, иногда выдающимися достижениями. Эти дети обладают врожденными физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями, желанием узнать больше нового путем самостоятельного добывания знаний, задают много вопросов, восприимчивы, наблюдательны. Одарённые дети способны к абстрагированию, нестандартному мышлению, могут выражать свое мнение, выдвигать гипотезы, вести исследовательскую работу в рамках урока. Работать с такими неординарными детьми трудно, но интересно. Можно условно выделить три категории одарённых детей:
Создание условий для оптимального развития талантливых детей, включая тех, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей - одно из главных направлений работы образовательного учреждения. К основным принципам обучения одарённых, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
Перед педагогом стоят следующие задачи:
В работе с одарёнными детьми используется следующая методика. На первом (аналитическом) этапе выявления одарённых детей в пятом классе мной анализируются успехи каждого ученика в начальной школе, опираясь на его портфолио, характеристику классного руководителя и переводные административные работы. Второй этап – диагностический (6-9кл.) Проводится входной мониторинг оценки познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, опираясь на диагностику уровня обученности, учебную и внеклассную деятельность. На третьем этапе происходит формирование, углубление и развитие способностей учащихся через различные формы работы:
В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах - урокипутешествия, уроки - игры (Путешествие в город простых и сложных предложений, КВН по фразеологии). В старших классах – семинары, диспуты. В 9 классе при изучении темы «Стили речи» учащиеся сочиняют сказку «Колобок» (или другую) в разных стилях. Например, в научном стиле: «Пожилые люди старше шестидесяти лет решили приготовить хлебобулочное изделие из следующих ингредиентов: злаковые мелкого помола, Н2О и другие. После того, как все ингредиенты были найдены по сусекам и амбарам, пожилая чета приступила к процессу выпечки, по окончании чего поставила на оконную раму для процесса охлаждения…(из работы учащегося).
В официально-деловом стиле:
Розыск.
Потерялся круглый хлебобулочный продукт из муки грубого помола. Откликается на имя Колобок. Диаметр примерно 20 см. Особые приметы: румяный, имеет поджаристый левый бок; музыкальный, умеет петь песню «Я от бабушки ушёл…»; весёлый, хитрый, коммуни-кабельный.
Просьба к зайцу, волку, медведю и лисе - не беспокоить, т.к. он от вас всё равно уйдёт.
Обращаться к гражданам дедке и бабке. Нашедшему – вознаграждение (дадим откусить). (Из работы учащегося). При отборе теоретического и практического материала учитываются дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.
На уроках даю задания: помоги товарищу проверить написанную ра-боту, найди ошибки; использую разноуровневые творческие, шуточные задания, вопросы из ЕГЭ. Конечно, подобные упражнения даются не на каж-дом уроке, а когда позволяет тема занятия.
Как сказал мыслитель Конар, талант - это способность делать то, чему нас никто не учил. Учащимся с выраженным литературным талантом нравится сочинять рассказы, стихи, сказки, загадки. Юные поэты представляют своё творчество на конкурсах в школе, районе, в библиотеке, публикуют на страницах районной газеты. Вот, например, отрывок из «Памятки об экологии», написанной учеником 10 класса:
Для оптимизации образовательного процесса на уроках литературы в младшем и среднем звене провожу, с учётом «фантазийной» природы мышления в этом возрасте, уроки игрового и проблемного характера, а в старшем звене – урок и лекции, уроки-семинары с элементами диспута (Кто нужен России – Штольц или Обломов?). Часто использую нестандартные задания, задачи повышенной трудности, которые помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли актёра, и в роли учителя. Например, для развития внимания, мышления, воображения, памяти даю такие творческие упражнения:
В 5-7 классах учащиеся ведут читательские дневники, что способствует развитию связной речи, умению делать выводы, обобщения.
В 7 классе при изучении японской поэзии (хокку) учащимся предлагается посоревноваться с писателем и сочинить свои хокку по данному началу. Басё Учащиеся Вода так холодна! (Уснуть не может чайка,
А я прыгнул туда.
Качаясь на волне.) И , правда, холодна. В чашечке цветка (Дремлет шмель. Не тронь его, Капелька росы стекла.
Воробей-дружок!) Малое море. В 8-9 классах предлагаю написание оды. Например, сочинить и произнести хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова: Моське – за смелость в критике вышестоящих инстанций; Муравью – за последовательную борьбу с тунеядством и т.п.
В старших классах учащиеся сопоставляют одноимённые стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк» (9 класс), пишут рефераты, готовят сообщения, презентации и выступают с ними. Проводится конкурс «Защита читательского формуляра».
В 10 – 11 классах даю нестандартные темы сочинений. Например, «Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге Ильинской, Агафье Матвеевне Пшеницыной, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам»; «Сочините обвинительную речь, адресованную Обломову», «Письмо Марии к молодёжи 21 века» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»). Такие творческие работы очень заинтересовывают ребят, получаются интересными и оригинальными.
Большой интерес у учащихся вызывают литературные викторины, тесты, конкурсы на лучшего знатока изучаемого автора и его произведений, уроки – игры, конкурсы сочинений (5 кл. – «Берегите книгу!», 6 кл. – «Осень золотая»), конкурсы чтецов.
На уроках русского языка использую задания повышенной трудности, опережающего характера (По данным примерам вывести правило о правописании НЕ с причастиями: ненавидящий ложь; нераскрытая книга; книга не дописана; не открытая, а закрытая дверь; не засеянное пшеницей поле). Особенно доступными и распространёнными методами и приёмами, способствующими быстрому достижению учебных задач, являются игровые:
На голове девочки была белая панамка и синие туфельки, ей подарила мама.)
• объяснить фразеологизм, обыграть его, проиллюстрировать.
Дети изображают фразеологизм «связать руки».
Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через занятия кружка «Занимательная грамматика», элективные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе; во время проведения внеклассных мероприятий, на классных часах для учащихся, где являюсь классным руководителем. Традиционным для меня стало проведение интеллектуальных игр , которые развивают и тренируют у школьников логическое мышление, эрудицию, интеллект, культуру речи, словарный запас, интуицию, умение работать в команде; комбинаторное и ассоциативное мышление («Эрудицион», «Мозговой штурм», «Интеллектуальный марафон»), где чаще всего отличаются именно одарённые дети.
Результатом работы с одарёнными детьми является ежегодное участие и победы школьников в Международном конкурсе «Русский медвежонок», в молодёжном филологическом чемпионате, Региональном конкурсе «Урок письма», конкурсах чтецов, в районных олимпиадах по русскому языку и литературе, в муниципальном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»,
высокие результаты в сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе, количество медалистов, высокий процент поступления выпускников в вузы на бюджетной основе. Система работы с одарёнными детьми способствует не только развитию гуманитарной культуры личности, интеллектуальных способностей школьников, но и формированию человека, которому дорога российская культура, дорога Родина.
В заключение приведу слова великих людей, с которыми я полностью согласна.
Мои ученики будут узнавать новое от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрываться, развивать собственные идеи.
Г. Песталоцци
Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Создание ситуации успеха - условие развития одарённой личности. Использованная литература:
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий Выступление на родительском собрании "Сложные ответы на простые вопросы" Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены