РАЗРАБОТКИ
|
Информационная культура – необходимое качество современного педагога и учащегося
Широкое развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
Главной целью своей работы я считаю формирование информационной культуры личности школьников и учителей. Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, со-стоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Это умение учителем целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы учащимся. Одной из задач образовательной программы нашей школы является создание необходимых условий для повышения качества образования, обеспечение его доступности и учёт интересов обучающихся, сочетание фундаментальности и практической направленности обучения, обеспечение единства образования и воспитания. В настоящее время серьезное внимание уделяется информационной подготовке личности. Есть необходимость в целенаправленной и комплексной подготовке человека, включающей широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания. Неоспорим тот факт, что ИТ открывают большие возможности в различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения многих задач, в том числе и образовательных. Современные ИТ, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления ученику, являются мощным инструментом ускорения образовательного процесса. Компьютеризация всех сфер деятельности человека вызвала небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов. С использованием ИТ в обучении во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа. Проблема состоит в том, что идёт отставание информационной культуры учителя от информатизации образования. Имея электронные образовательные ресурсы, большинство учителей недостаточно хорошо умеют правильно их использовать. Современный учитель должен владеть информационной культурой, начиная с минимальных знаний компьютерной грамотности до совершенства в использовании информации с овладением ИТ и научить этому ученика. Необходимо помочь учителю сформировать положителюную мотивацию к овладению профессиональной информационной культурой. В условиях современного информационного общества роль учителя состоит в том, чтобы, используя информационные ресурсы, по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Но существуют факторы, тормозящие повышение информационной культуры. К ним можно отнести:
На первом этапе целью работы было расширение внедрений ИКТ в образовательный процесс. Для этого была создана нормативно-правовая и методическая база, включающая в себя: должностные инструкции, планы работ зам.директора по ИКТ и лаборанта; паспорта кабинетов информатики, журналы регистрации и учёта; методическая копилка. Также был проведён ряд мероприятий по освоению педагогическим коллективом ИКТ:
Информационная открытость школы осуществлялась с помощью регулярного обновления интернет-блога, но возникла проблема: отсутствие Web-сайта школы с наличием форума и обратной связью. Форум на сайте позволил бы интерактивно общаться с учителями, учащимися и родителями, обсуждать вопросы деятельности школы. Эта за-дача была перенесена на следующие этапы моей работы. На втором этапе внедрения Программы основной целью было определено: повышение результативности учебно-воспитательного процесса за счёт использования ИКТ. В ходе работы решался ряд задач, основными из которых были: продолжение работы с педагогами по овладению новыми средствами ИКТ; регистрация и разработка сайта школы на портале Дневник.ру; участие в интернет-фестивале «Открытый урок»; расширение методической копилки; повышение эффективности использования ИКТ в управленческой деятельности. К этому времени в структуру урока более широко стали вводиться электронные мультимедийные пособия, слайдовые презентации подготовленные учителями и обучающимися, чаще стали использоваться поиск и анализ интернет-ресурсов. Большинство педагогов, практически на каждом уроке, начали использовать компьютерные технологии как для объяснения нового материала, так и для творческой работы учащихся и проверки знаний. Для решения проблемы недостатка оснащения кабинетов компьютерной техникой был сформирован мультимедийный переносной комплект (ноутбук + проектор) координацию работы которого осуществлял зам.директора по ИКТ. Основным направлением творческой группы «ИКТ в учебном процессе» стало изучение методов работы в тестовой программе «MyTest» и её возможностей. На занятиях группы были разработаны тесты по различным предметам, в которых используются различные уровни сложности для контроля знаний с регламентацией времени выполнения проверочной работы, устанавливается порядок допуска к каждому последующему заданию, выбирается вид оценки. Результаты тестирования заносятся в протокол (внешний файл) и могут быть выведены на печать. Эти тесты учителя использовали на своих уроках, что позволяло исключать человеческий фактор в оценивании – работа оценивается компьютером в соответствии с заложенным в неё уровнем выполнения заданий, оценка становится независимой. Итогом работы группы на этом этапе стал диск с кол-лекцией тестов по предметам. Обучающие семинары были направлены на апробацию возможностей образовательно-социальной сети Дневник.ру для повышения качества образовательного, воспитательного, управленческого процессов, включая процесс инновационного развития и системноиндивидуального сопровождения школы. Практикумы и консультационные занятия были разделены на три основных шага.
Итогом работы творческой группы "ИКТ в образовании" в этом году стала регистрация всех сотрудников и обучающихся школы, а также родителей или законных представителей. Были заполнены профили сотрудников, велось электронное расписание и своевременно вносились в него изменения, заполнялся журнал оценок. По развитию ИКТ-компетентности проводилась работа и с учащимися, это: еженедельный факультатив «Компьютерная графика» для учащихся 5-6 классов; предоставление возможности использования ресурсов Интернет для подготовки к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА по предметам русский язык, математика, биология, информатика, а также для подготовки к Дню науки и творчества и проектов на НОУ, поиска информации для рефератов, докладов и пр. В течение года осуществлялась координация работы информационного блога: в каждом классе были выбраны редколлегии, которые самостоятельно своевременно пополняли сведения о мероприятиях, проводимых в школе. На третьем этапе внедрения Программы были продолжены работы на портале Дневник.ру, овладение новыми возможностями данной образовательной сети, расширилось участие в интернет-конкурсах и фестивалях. Материальная база школы существенно возросла, по сравнению с начальным эта-пом. Анализ посещенных уроков показал, что учителя в достаточной мере применяют электронные мультимедийные пособия, слайдовые презентации для объяснения, закрепления и проверки знаний изученного материала. Поэтому несколько изменились задачи по повышению информационной культуры педагогов. Наряду с различными семинарами, групповыми и индивидуальными консультациями по повышению качества использования информационных ресурсов наша творческая группа стала работать над созданием индивидуальных электронных портфолио и сайтов учителей. Итогом этого этапа работы стали учебный и официальный сайт учителя биологии (http://biologorni.ucoz.ru/ и http://alenafab.ucoz.ru/) В настоящее время у нас создано единое информационное пространство школы – система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители; администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Можно с уверенностью сделать вывод, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволило поднять уровень информационной культуры учителей и школьников на качественно новый уровень. Выпускники школы, владея современными компьютерными технологиями, умеют работать, как индивидуально, так и в группе на конечный результат, ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели, представлять полученный «продукт» своего личного и коллективного труда, легко ориентироваться в море современной информации, перерабатывать и использовать нужную информацию для определённых учебных целей. Учителя, освоившие информационно-коммуникационные технологии и обладающие достаточным уровнем информационной культуры, приобретают качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены