РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Вечные» вопросы и их решение в поэме А. Блока «Двенадцать».

Стоит буржуй, как пес голодный.
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный.
Стоит за ним, поджавши хвост.
А. Блок

Поэма А. Блока «Двенадцать» (1918) стала логическим заключением творчества поэта. В ней автор соединил «вечные» вопросы, волновавшие его всю жизнь. В поэме Блок изображает революцию как гибель старого мира и рождение нового. Также автор отражает социальные противоречия: бедность и богатая жизнь показаны Блоком как борьба, как столкновение добра и зла. В качестве «вечного» вопроса поэт рассматривает и проблему выбора человека в условиях революционной стихии, который изображен Блоком как безмолвный буржуй, стоящий на перекрестке. Этот «человек-вопрос» не знает, какую из четырех дорог ему выбрать, куда пойти, чтобы укрыться от разыгравшейся стихии. 

Поэт поднимал проблему взаимодействия религии и революции. Блок пытался по-новому представить окружающий его мир: соединение стихии и веры выражается поэтом-символистом в образе Иисуса. Бесспорным является то, что Блок смотрел в корень поднятых им вопросов, а социальные противоречия общества давали новую пищу для размышлений и творчества. Так в чем же суть «вечных» вопросов, поставленных автором? 

Центральное место в поэме занимает революция, которая помогает понять многие проблемы, волновавшие поэта. Блок так описывает «стихию»: 

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага! 

Поэт - символист развивает тему революции при помощи символов. Блок умело сочетает скрытый смысл слов, краски, звуки, пейзаж для того, чтобы передать «стихию» как можно правдоподобнее, хотя революция в поэме изображается не прямо, а косвенно. На страницах «Двенадцати» мы не увидим конкретного описания народных выступлений. Образ неукротимой вьюги сопровождает всю поэму от начала и до самого конца. Разрушая старые устои, революция творит новое, трансформируя народное мироощущение. Изображение стихии дает возможность читателю увидеть противоречия, которые возникают на фоне разыгравшейся вьюги. Блок понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должна сгореть дотла вся старая жизнь. К вопросу разрушения прошлого обращались писатели и девятнадцатого столетия (И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862)). Так, Базаров считал, что сначала надо «место расчистить», а потом строить. И «двенадцать» у Блока идут «без имени святого». Они готовы ко всему, к любым разрушениям, лишь бы подготовить место для строительства новой жизни. Эти перемены изменили существование каждого человека. 

Тема революции связана с темой народа, властно взявшего в свои руки колесо истории: 

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий - раздет, разут. 

Так поэт изображает жизнь народа условиях «стихии». 

Блок противопоставляет старую женщину и барыню в каракуле, но одновременно объединяет их общим «ощущением революции»: 

К другой повернулась
- Ужь мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И бац - растянулась! 

Поэту было интересно понять, как развивается «вечный» вопрос бедности и зажиточности в условиях революции. Блок рассматривает мироощущение людей, их жизнь в период «страшной бури». 

Автор размышляет над «вечным» вопросом выбора человека. Во время революции эта проблема стояла перед миллионами людей, которые не знали, как им жить дальше: 

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавший хвост паршивый пес. 

«Пес безродный» - образ «старого мира» - не покидает людей. Он мешает им сделать выбор. Пса пытаются прогнать только красногвардейцы. 

«Двенадцать» являются вершителями революции, которых поэт-символист изображает без конкретного описания черт и внешности: 

...И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль. 

Именно две последние строки четко характеризуют этих людей. Автора не интересовало то, как они выглядят, ему было интересно отследить связь «двенадцати» с христианской верой. 

Вопрос о взаимодействии религии и революции многие годы стоял открытым для Блока. Проблема моральных принципов в условиях «стихии» также получила свое развитие в поэме. Интересно, что вместе с красногвардейцами образ Христа встречается постоянно. У читателя даже может сложиться ощущение, что «двенадцать» неотделимы от Иисуса. Но как они могут быть вместе, если красногвардейцы «идут без имени святого»? 

В этом и заключается противоречие поставленного Блоком вопроса. Иисус ведет революционеров вперед: 

...Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди - Исус Христос. 

Но мог ли Христос вести людей, отрицающих принципы христианской морали, которые призывают: 

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем - ка пулей в Святую Русь... 

Красногвардейцы преступают через кровь. И идут они не с крестами, а с винтовками. Пытаясь выявить связь религии и революции, Блок изображает Иисуса в финале поэмы с «кровавым флагом» и «в белом венчике из роз». Красное полотно- это своеобразный призыв, благословение дел революции. Почему же столь близкий красногвардейцам «Исус» идет «впереди», а не в их числе? «Что Христос идет перед ними - несомненно», - замечал Блок. Являются ли они одним целым? Как Иисус мог допустить кровопролитие? Но все же он благословляет «двенадцать», ведь, по Блоку, религия и революция неотделимы. 

Итак, в поэме автор поднимает «вечные» вопросы, которые были актуальны в условиях «стихии». Они более остальных волновали Блока. Смена «старого мира» на новый полностью изменила мироощущение общества и поставила людей перед выбором жизненного пути. Поэт изображает буржуя, который стоит «как вопрос». Этим Блок передает масштабы перемен. Автор сравнивает человека с вопросом и создается впечатление, что поэт - символист даже их приравнивает. Блока интересовали не только противоречия окружающей действительности, но «вечные» вопросы: любви и ненависти, добра и зла. В поэме получила большое развитие тема взаимосвязи бушующей стихии и религии, которую автор ставил на важное место. Поэт не мог, конечно, рассмотреть все темы и проблемы, которые волновали общество, но он постарался раскрыть наиболее важные и близкие ему «вечные» вопросы, которые и получили свое развитие в поэме.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены