РАЗРАБОТКИ
|
«Вечные» вопросы и их решение в поэме А. Блока «Двенадцать».
Стоит буржуй, как пес голодный.
Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный. Стоит за ним, поджавши хвост. А. Блок Поэма А. Блока «Двенадцать» (1918) стала логическим заключением творчества поэта. В ней автор соединил «вечные» вопросы, волновавшие его всю жизнь. В поэме Блок изображает революцию как гибель старого мира и рождение нового. Также автор отражает социальные противоречия: бедность и богатая жизнь показаны Блоком как борьба, как столкновение добра и зла. В качестве «вечного» вопроса поэт рассматривает и проблему выбора человека в условиях революционной стихии, который изображен Блоком как безмолвный буржуй, стоящий на перекрестке. Этот «человек-вопрос» не знает, какую из четырех дорог ему выбрать, куда пойти, чтобы укрыться от разыгравшейся стихии. Поэт поднимал проблему взаимодействия религии и революции. Блок пытался по-новому представить окружающий его мир: соединение стихии и веры выражается поэтом-символистом в образе Иисуса. Бесспорным является то, что Блок смотрел в корень поднятых им вопросов, а социальные противоречия общества давали новую пищу для размышлений и творчества. Так в чем же суть «вечных» вопросов, поставленных автором? Центральное место в поэме занимает революция, которая помогает понять многие проблемы, волновавшие поэта. Блок так описывает «стихию»: Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга, ой вьюга! Не видать совсем друг друга За четыре за шага! Поэт - символист развивает тему революции при помощи символов. Блок умело сочетает скрытый смысл слов, краски, звуки, пейзаж для того, чтобы передать «стихию» как можно правдоподобнее, хотя революция в поэме изображается не прямо, а косвенно. На страницах «Двенадцати» мы не увидим конкретного описания народных выступлений. Образ неукротимой вьюги сопровождает всю поэму от начала и до самого конца. Разрушая старые устои, революция творит новое, трансформируя народное мироощущение. Изображение стихии дает возможность читателю увидеть противоречия, которые возникают на фоне разыгравшейся вьюги. Блок понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должна сгореть дотла вся старая жизнь. К вопросу разрушения прошлого обращались писатели и девятнадцатого столетия (И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862)). Так, Базаров считал, что сначала надо «место расчистить», а потом строить. И «двенадцать» у Блока идут «без имени святого». Они готовы ко всему, к любым разрушениям, лишь бы подготовить место для строительства новой жизни. Эти перемены изменили существование каждого человека. Тема революции связана с темой народа, властно взявшего в свои руки колесо истории: От здания к зданию Протянут канат. На канате - плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается - плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий - раздет, разут. Так поэт изображает жизнь народа условиях «стихии». Блок противопоставляет старую женщину и барыню в каракуле, но одновременно объединяет их общим «ощущением революции»: К другой повернулась - Ужь мы плакали, плакали... Поскользнулась И бац - растянулась! Поэту было интересно понять, как развивается «вечный» вопрос бедности и зажиточности в условиях революции. Блок рассматривает мироощущение людей, их жизнь в период «страшной бури». Автор размышляет над «вечным» вопросом выбора человека. Во время революции эта проблема стояла перед миллионами людей, которые не знали, как им жить дальше: Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой, Поджавший хвост паршивый пес. «Пес безродный» - образ «старого мира» - не покидает людей. Он мешает им сделать выбор. Пса пытаются прогнать только красногвардейцы. «Двенадцать» являются вершителями революции, которых поэт-символист изображает без конкретного описания черт и внешности: ...И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. Именно две последние строки четко характеризуют этих людей. Автора не интересовало то, как они выглядят, ему было интересно отследить связь «двенадцати» с христианской верой. Вопрос о взаимодействии религии и революции многие годы стоял открытым для Блока. Проблема моральных принципов в условиях «стихии» также получила свое развитие в поэме. Интересно, что вместе с красногвардейцами образ Христа встречается постоянно. У читателя даже может сложиться ощущение, что «двенадцать» неотделимы от Иисуса. Но как они могут быть вместе, если красногвардейцы «идут без имени святого»? В этом и заключается противоречие поставленного Блоком вопроса. Иисус ведет революционеров вперед: ...Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди - Исус Христос. Но мог ли Христос вести людей, отрицающих принципы христианской морали, которые призывают: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем - ка пулей в Святую Русь... Красногвардейцы преступают через кровь. И идут они не с крестами, а с винтовками. Пытаясь выявить связь религии и революции, Блок изображает Иисуса в финале поэмы с «кровавым флагом» и «в белом венчике из роз». Красное полотно- это своеобразный призыв, благословение дел революции. Почему же столь близкий красногвардейцам «Исус» идет «впереди», а не в их числе? «Что Христос идет перед ними - несомненно», - замечал Блок. Являются ли они одним целым? Как Иисус мог допустить кровопролитие? Но все же он благословляет «двенадцать», ведь, по Блоку, религия и революция неотделимы. Итак, в поэме автор поднимает «вечные» вопросы, которые были актуальны в условиях «стихии». Они более остальных волновали Блока. Смена «старого мира» на новый полностью изменила мироощущение общества и поставила людей перед выбором жизненного пути. Поэт изображает буржуя, который стоит «как вопрос». Этим Блок передает масштабы перемен. Автор сравнивает человека с вопросом и создается впечатление, что поэт - символист даже их приравнивает. Блока интересовали не только противоречия окружающей действительности, но «вечные» вопросы: любви и ненависти, добра и зла. В поэме получила большое развитие тема взаимосвязи бушующей стихии и религии, которую автор ставил на важное место. Поэт не мог, конечно, рассмотреть все темы и проблемы, которые волновали общество, но он постарался раскрыть наиболее важные и близкие ему «вечные» вопросы, которые и получили свое развитие в поэме.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены