РАЗРАБОТКИ
|
Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй.Ветринская Е.А. МБОУ СОШ №3 п. Никель Мурманская область Диагностика не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной. Д.Добсон Огромную роль в работе учителя начальных классов играет диагностика. Педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках как о субъектах учебной деятельности. Она может быть использована не только в работе с учащимися, но в первую очередь её необходимо использовать в работе с коллективом родителей. Одна из главных задач классного руководителя – сделать родителей активными участниками учебного процесса . Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребёнку неоценимую услугу. Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского : «Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. А.С. Макаренко писал: « Успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаем к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитали как нужно, потом придётся перевоспитывать». Если период раннего детства протекает нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться , любить, трудиться, сопереживать. Если же социальный и нравственный опыт ребёнка носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств у него развиваются личностные дефекты: эгоизм, цинизм, жестокость. Возникает, таким образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для семьи и общества. Предварительная диагностика. Она начинается с изучения коллектива родителей и детей задолго до того, как дети сядут за школьную парту. Такая диагностика позволяет классному руководителю увидеть отношение родителей к поступлению ребёнка в школу, отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса. Образец предварительной диагностики в начальной школе. Анкета №1 Экспресс-прогноз состава родительского коллектива.
Анкета №2 Экспресс-портрет будущего первоклассника.
Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребёнка в учебное заведение. Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребёнка и даже иногда провоцировать его. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, которые обусловлены их собственным опытом школьной жизни. Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность родительских ожиданий ( я знал, что так и будет и т.д. ), уйти от стереотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом. Методика незаконченных предложений для родителей первоклассников
Самоорганизация (организация произвольной деятельности), ее особенности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. Несформированность организации деятельности встречается у детей достаточно часто и способна серьезно осложнить процесс обучения. Если у ребенка не сформированы все компоненты организации деятельности (неумение планировать и контролировать свою деятельность, частые отвлечения, суетливость, очень медленный темп работы) возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Действительно, такой ребенок может хорошо работать, но его внимание необходимо организовать, сложную инструкцию (задание) разбить на части и повторить несколько раз. Все действия при этом должны выполняться поэтапно. Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополнительные нагрузки в 1 классе. Придется довольно много времени уделить приготовлению домашних заданий, так как многое из того, чему ребенка учили в классе, окажется незнакомым. Как правило, у таких детей снижены показатели памяти и внимания. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психологического процесса. Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания (ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов, увлечений). Произвольное внимание это привычка, воспитание которой начинается в семье. А.С. Макаренко писал: « Успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаем к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитали как нужно, потом придётся перевоспитывать». Если период раннего детства протекает нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться , любить, трудиться, сопереживать. Если же социальный и нравственный опыт ребёнка носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств у него развиваются личностные дефекты: эгоизм, цинизм, жестокость. Возникает, таким образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для семьи и общества. Список используемой литературы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены