РАЗРАБОТКИ
|
Формирование здоровьесберегающей среды(из опыта работы МБОУ "Гимназия №17"г. Перми)
Аксенова Наталия Владимировна
учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Гимназия №17» г. Перми, «Почетный работник общего образования РФ» Формирование здоровьесберегающей среды. (на материале работы МБОУ «Гимназия №17» г. Перми) Фраза «здоровье подрастающего поколения прогрессивно ухудшается» стала за последнее десятилетие хрестоматийной. Ухудшение здоровья детей достигло масштабов национальной проблемы. Статистика последних лет показывает, что образование в школе дается детям дорогой ценой их здоровья, которое на протяжении периода обучения вместе с физическим и психическим развитием не улучшается, даже не стабилизируется, а неизменно ухудшается. Приходится констатировать, что среди учащихся младших классов число здоровых детей не превышает 10 – 12%, учащихся средних классов – 8% и старших – 5%. Проблема охраны и укрепления физического и психического здоровья детей стала одной из основных целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предметом профессионального интереса широкого круга специалистов, работающих в области медицины, педагогики, других социальных наук. Сегодня во многих регионах разрабатываются программы, которые условно можно назвать «Образование и здоровье». Но, к сожалению, их эффективность не очень высока. Во-первых, системно и регулярно эта работа ведется лишь в небольшом (всего 20%) числе образовательных учреждений. Во-вторых, при ее организации остаются практически без внимания основные школьные факторы риска – нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методов и методик обучения и низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы. Сегодня понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современного образования. Получение качественного образования детьми в школе входит в противоречие с характером состояния их здоровья. Анализ результатов медицинских обследований школьников свидетельствует о том, что увеличивается рост количества детей с болезнями органов дыхания, функциональными расстройствами опорно-двигательной системы (нарушением осанки, сколиозом), инфекционными заболеваниями (грипп), с болезнями органов пищеварения, положительной туберкулиновой пробой, невротическими реакциями, аллергическими заболеваниями. Значительно уменьшается число детей с первой группой здоровья и основной физкультурной группой. Возрастает число детей, освобожденных от занятий физкультурой. Добавляются «школьные» болезни – снижение остроты зрения, появление болезней, природа которых кроется в школьной гиподинамии, чрезмерном объеме учебного материала, увеличении объема домашних заданий. Очевидным становится вопрос: «Как построить учебный процесс в школе, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?» Задача построения образовательного процесса состоит в том, чтобы каждый его элемент нес в себе научно обоснованную, строго дозируемую и неукоснительно исполняемую составляющую здоровьесберегающих педагогических технологий. С этой целью в нашей школе была разработана Программа «Здоровье учащихся», в которой определена стройная система здоровьесберегающих мероприятий, охватывающих образовательный процесс от его планирования до организации контроля уровня образования школьников. Цель Программы – сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Содержание работы по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей было определено рядом задач:
Медицинское направление работы в школе предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса, просветительскую работу медиков среди школьников и родителей. Под гигиеническими условиями имеется в виду соблюдение внешних организационных условий организации учебного процесса:
Просветительская работа медицинского персонала сочетает в себе консультативную и активную профилактическую работу. Реабилитационная работа медицинской службы школы, в которую входят: школьный врач-педиатр, врач-стоматолог, фельдшер, медицинская сестра, включает в себя:
Приоритетным в психологическом направлении является комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учебно-воспитательном процессе, которое происходит при скоординированной совместной работе педагога, психолога, логопеда и социального педагога. Педагогическое направление осуществляется в процессе непосредственной учебной деятельности ребенка и проявляется, в первую очередь, в индивидуально - дифференцированном подходе учителя к каждому ученику. Использование на уроках различных технологий здоровьесбережения, использование дидактических материалов разной степени трудности позволяют индивидуализировать процесс обучения. Особое внимание уделяется профессиональной подготовке и личности учителя. Педагоги школы систематически проходят курсовую переподготовку в ПГГПУ, посещают районные, городские и региональные семинары по ознакомлению с технологиями здоровьесбережения, делятся опытом своей работы по внедрению технологического процесса в оздоровление учащихся. Образование, формирующее здоровье, школьника невозможно без создания культурологического пространства школы. В этой связи в школе создана система дополнительного образования. Внеурочная деятельность включает работу с детьми в разных направлениях: спортивно –оздоровительное ( шахматы, Программа «Разговор о правильном питании); художестенно-эстетическое (хореографическая студия, Программа Живое поэтическое слово»); гражданско-патриотическое ( Программа «Маленький пермяк», Программа «Рука помощи»); проектная деятельность (Научное общество учащихся «Академия»); научно -познавательное ( Программы: «Мир деятельности», «Развитие речи – говорюшка, «Умники и умницы», «К пятерке шаг за шагом»). Дополнительно к трем основным урокам физического воспитания введено плавание во всех классах начальной школы. В процессе обучения плаванию прививаются санитарно-гигиенические навыки, создаются условия для закаливания, закладывается любовь к физической культуре и спорту. Анализ результатов показывает, что у учащихся улучшается самочувствие, исправляется осанка, сохраняется здоровье, закладываются основы здорового образа жизни. Учитывая влияние на психику учащихся и педагогов зрительных образов «среды обитания» и ее эмоционально-психологическое обогащение, создается материально-техническое оснащение кабинетов с точки зрения эстетики и целесообразности использования. Продуманная организация интерьера школы в целом и каждого класса в отдельности ( детские рисунки, картины, большое количество комнатных растений, цветовая гамма) вызывают эстетические эмоции, помогают нейтрализовать унылость интерьера, позитивно влияют на психику учащихся и педагогов. Воспитание личной ответственности за свое здоровье в школе реализуется через организацию внеурочной работы. Регулярно проводятся Дни здоровья, Спартакиада учащихся, родителей и сотрудников школы под девизом «Движение – это жизнь», которая включает в себя: соревнования для младших классов – «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», соревнования по подвижным и спортивным играм, праздники, туристические походы. На тематических классных часах проводятся викторины и конкурсы, посвященные здоровому образу жизни, профилактике социально значимых заболеваний: «Курение и здоровье», «Лекарство – друг или враг?», «Правда и ложь о наркотиках», спектакли для демонстрации в начальной школе о вреде курения и о вреде употребления алкоголя «Приключения поросенка» и т.п. Полагаем, что объединение наработанных материалов в целостную систему здоровьесбережения повысит действенность выбранных нами направлений медицинской, психологической и педагогической деятельности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены