РАЗРАБОТКИ
|
Апробированные формы организации коллективной деятельности учащихся на уроке
Шевченко Татьяна Валериевна
Учитель начальных классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением английского языка» «Воспитывать будущего победителя, который не прячется от жизни, а идёт навстречу к ней, воспитывать волю к жизни, вкус к добру и любви» И.А.Ильин Актуальность работы. В основе разработки подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Формирование и совершенствование качеств личности детей происходит не в результате прямых действий педагогов, а через налаживание, изменение, совершенствование условий для их развития, через организацию их деятельности (по О.Ю.Соловьевой). Практическая значимость опыта. Урок дарит ученику сиюминутную радость, а с другой стороны всегда направлен в будущее, так как на уроке моделируются жизненные ситуации, развивающие все стороны мышления:
Предлагаю к рассмотрению апробированные формы технологии активного обучения. Представленные приёмы работы позволяют управлять творческим процессом познания и помогают учителю научиться моделировать новые авторские приёмы. Ведущая идея: эффективная организация педагогической деятельности, обеспечивающая: способность учащегося работать самостоятельно без постоянного руководства; брать на себя ответственность по собственной инициативе; готовность замечать проблемы и искать пути их решения. Задачи педагога:
Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей. Роли: участники творческих групп, организатор. Оборудование: листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп. Механизм реализации. Главным источником получения информации служат книги (учебники или дополнительная литература). Задача творческих групп – собрать нужные сведения, зафиксировать и представить добытые знания. Цели работы могут быть разные: систематизировать материал, создать банк данных, исследовать новую информацию. Организатор (учитель или подготовленный ученик) определяет задания для отдельных групп, оказывает необходимую помощь. Внутри группы задание конкретизируется, распределяются поручения, планируется работа. Итог работы творческой группы – карта, на которой зафиксированы главные факты, у доски один из участников делает сообщение, где представляет материалы поиска. Нередко итоговый отчет становится прологом к новой творческой работе. Ученики заинтересовываются фактами, хотят больше узнать, выказывают готовность изучить материал по теме подробнее. Из опыта работы. Ученики начальной школы легко осваивают этот прием работы с текстом и с удовольствием включаются в процесс. При регулярном построении кластера на уроках литературного чтения и окружающего мира, этот этап занимает немного времени и привлекает к изучению материала всех учащихся. ЛИСТОПАД ВОПРОСОВ. Близкие формы: листопад поэтический, листопад музыкальный. Полезный потенциал: становление ценностного отношения к познанию, воспитание ответственности и радости за его результаты, воспитание эстетического вкуса. Роли: индивидуальные участники, организатор, ведущие, помощники. Оборудование: тематический фонд вопросов, бумажные листья разных цветов и видов деревьев, макет дерева, звуковой фон. Реализация. Организационный вариант – командный. Для подготовки необходимо:
Тематический фонд вопросов и заданий. Окружающий мир. 1) Продолжите предложения. Красная книга – это _____________________. Заповедники – это _________________________________________ . Ответ. Красная книга – это книга, в которую занесены виды растений и животных, исчезающих на планете. Заповедники – это охраняемая территория, на которой полностью запрещена деятельность человека. 2) Как полностью называется Красная книга? Ответ. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. 3) Выберите правильные утверждения. 1) Красные книги – это:
Баллы начисляются за каждый правильный ответ Черные страницы. На них записаны животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и др. Красные страницы. На них записаны исчезающие животные, особо редкие животные. Их мало, но еще можно встретить. Это лошадь Пржевальского, синий кит, полосатая гиена, зебра Грэви (пустынная зебра). Желтые страницы. Занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж, лев и др. Серые страницы. Записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Это слоновая черепаха, жук-геркулес, императорские пингвины и др. Белые страницы. Записаны названия животных, численность которых всегда была невелика. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос, фламинго. Зеленые страницы. Записаны названия животных, которых удалось спасти от вымирания. Бурые медведи. 6) Кто охраняет лесную поляну, уничтожая вредных мух? (Стрекоза) 7) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? Ответ. Многие насекомые. Например, бабочка (стадии её развития следующие: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка). 8) Зайчиха приносит приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? Ответ. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «травники»; осенние – «листопадники». 9) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? Ответ. На теле зайчонка нет никаких потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя. 10) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? Ответ. Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахучей муравьиной кислотой. АССОРТИ ОСТРОУМНЫХ ЗАБАВ. Близкие формы: ассорти сказок, ассорти пословиц и др. Полезный потенциал: развивает умственные способности, сообразительность, вырабатывает навыки работы в группе, критичноcть мышления. Роли: участники, ведущий. Оборудование: фонд подготовленных заданий, яркие карточки двух видов (для каждой команды), гонг, призы, музыкальное сопровождение. Реализация. Программа составляется из разных жанров заданий: загадок, шуточных вопросов, познавательных, логических задач в зависимости от выбранного предмета. Внешнее сходство с заявленной формой усиливает необычный способ ввода заданий. Каждый из вопросов (заданий) написан на внутренней стороне специально приготовленном наборе конфет (можно изготовить на уроке технологии). Привлекательные конфеты имеют интеллектуальную начинку. Желательный вариант организации - 3-4 группы. Зрителей нет - в разных ролях участвуют все. Каждой группе предлагается набор конфет. Содержимое посвящено определенной теме. Все команды поочередно выбирают задания. В течение отведенного времени (1- 1.5 мин) все команды выполняют задания. По сигналу гонга (колокольчика) одна из групп озвучивает свою версию. Ответ оценивается другими командами и ведущим. По итогам игры команда оставляет у себя только выигрышные карточки, на вопрос которых был дан правильный ответ. Команда-победительница определяется по количеству «победных» карточек. Из опыта применения. Ассорти сказок. Конфеты с секретом. У доски зачитываются «Секреты поэта».
Говорит старику старуха: «Не хочу я быть вольною царицей, Я хочу быть римскою папой!» Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперек слова молвить. Пошел он к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку. «Добро, будет она римскою папой. Воротился старик ко старухе. Пред ним монастырь латынский, На стенах латынские монахи Поют латынскую обедню. Перед ним вавилонская башня, На самой верхней на макушке Сидит его старая старуха, На старухе сарачинская шапка, На шапке венец латынский. КОЛЛАЖ ЗНАНИЙ. Близкие формы: коллаж мыслей, коллаж фактов. Полезный потенциал: развитие интуиции и творческого воображения, воспитание лидерских качеств и навыков работы в команде. Роли: индивидуальные участники, учитель-организатор. Оборудование и атрибуты: таблички, бумага, статья для изучения, подготовленные факты, музыкальное сопровождение. Реализация. В основе реализации – понимание того, что коллаж – не просто набор картинок, собранный на одной плоскости, а целое. Участвуют все, зрителей нет. Первый участник определяется по желанию, он представляет свою мысль в виде картинки или ключевой фразы (фиксируется на доске). Задача остальных – добавить к этому собственную (иную, новую) мысль. Далее в творческий процесс включаются остальные участники. Все происходит в обстановке командного творчества, всякие переговоры излишни, повторы не приветствуются. По окончании творческого процесса на доске оказалась вся информация, которой ученики владеют на этот момент. Учитель может предложить свою дополнительную информацию классу. После – выводы, выстраивание общей картины в логическом порядке. Из опыта работы. Эту модель можно использовать как методику, позволяющую получить разнообразную, педагогически значимую информацию о писателе, историческом деятеле и т.д., собранную в развивающуюся систему, выстроенную логически. Можно таким образом организовать поисковую деятельность учащихся. Каждый ученик готовит дома один интересный факт и делится информацией с классом, дети с удовольствием слушают сообщения, творчески подходят к заданию (на уроки истории приносят портреты полководцев, рисунки их регалий, необычные факты из жизни знаменитых людей, их портреты, книги из домашней библиотеки). Например, урок литературного чтения, 4 класс «Творчество И.А.Крылова». Была найдена и представлена на уроке интересная разноплановая информация о баснописце (портреты, рисунки, записи на доске выстраиваются в яркую картинку). Факты, собранные к уроку:
КОПИЛКА УМНЫХ МЫСЛЕЙ. Близкие формы: копилка знаний, копилка пословиц и поговорок, копилка фразеологизмов, математическая шкатулка. Полезный потенциал: способствует осознанию истины, что знания, способности и познавательные силы человека составляют его интеллектуальный капитал. Роли: индивидуальные участники или небольшие группы (по выбору), организатор. Оборудование: пакет вопросов и творческих заданий, копилки (шкатулки), музыкальное сопровождение, призы победителям. Механизм реализации. Организационная модель свободная. Каждый ученик может по желанию иметь индивидуальную копилку, а может работать в группе. Для этого подойдет любая копилка, шкатулка, коробочка. Самая сложная часть работы - сформировать фонд вопросов и заданий, дифференцировав их по степени сложности. Роль денежных средств могут выполнять фишки различного цвета, модели фруктов, фигурки животных и так далее. За каждый правильный ответ или творчески выполненное задание ученики получают фишку, соответствующую степени сложности выполненной индивидуальной работы. По окончании работы все «монетки» извлекаются из копилок и тщательно пересчитываются, определяются победители, которые в подтверждение своих интеллектуальных заслуг получают главные призы. Из опыта работы. В конце работы важно еще раз донести до ее участников мысль о том, что приобретенные знания – капитал, который на всю жизнь остается с человеком, делая его по-настоящему богатым. Список использованной литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены