РАЗРАБОТКИ
|
Внеклассная работа как часть экологического воспитания и образования
Лисина Марина Николаевна, МАОУ лицей №29 г.Тамбов, учитель начальных классов
Внеклассная работа как часть экологического воспитания и образования Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как:
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой (см. раздел «Из опыта кружковой работы»). В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. Остановимся на наиболее эффективных формах внеклассной работы. Познавательные беседы, информационные часы способствуют развитию общего кругозора ребёнка, формируют его интерес. Например, познавательная беседа «Экологическая азбука» Одной из интересных форм внеклассной работы является информина (информационная викторина). В данной форме работы наряду с вопросами по экологии даётся краткая информация по тому или иному вопросу. Примером может быть мероприятие «Знакомые незнакомцы». 1. На носу он носит рог и зовётся….. носорог. Сообщаю вам очень любопытную подробность: нет у носорога рогов. Как? - удивитесь вы. Что же тогда у носорога на носу, если не рога? Волосы! Очень сильно сросшиеся волосы - своеобразный жесткий хохолок на носу. Это сюрприз из биологии. 2. Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет черепаха Слово черепаха произошло от немецкого (Schaedel - череп), употребляемого, вероятно, и в значении «черепок от горшка». А ещё вспомните, на что похожа черепица на крышах? После «гибели» судна, которое загорелось и затонуло, прошло 48 часов. Вскоре спасатели заметили женщину, которая сидела на панцире гигантской морской черепахи. Женщина рассказала, что черепаха подплыла к ней вскоре после гибели судна и поддерживала её на воде до прибытия судна спасателя. Некоторые из гигантских черепах достигают 2,5 метра в длину и весят почти тонну = 1000 кг. 3. Может плавать целый день в ледяной воде тюлень? Это водное млекопитающее отряда ластоногих. Название восходит к древнерусскому теля (теленок). А новая форма «тюлень» возникла под влиянием слова туловище. Во многих языках мира тюлень называется не иначе, как «морским теленком». Финские ученые обнаружили, что тюлени ориентируются под водой с помощью усов. В каждом волоске тюленя имеется 100 - 1100 нервных окончаний. С их помощью он определяет горизонтальное и вертикальное направление, улавливает слабые звуки. 4. На себе везет непрытко Домик собственный улитка. Когда-то улитку называли улита. Древний корень ул имел значение «проход» (отсюда – улей, улица). Улитка могла получить свое имя за свою так сказать «домовитость», привязанность к раковине-убежищу. 5. По реке плывет бревно Ох, зловещее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит - крокодил Японский зоолог Цунжуки Ямато установил, что крокодилы способны предсказать землетрясения. Незадолго до катастрофы рептилии издают характерные звуки, позволяя определить зону возможного землетрясения в нескольких десятках километров. В 1955 году на острове Мадагаскар, угандийскому охотнику попался крокодил длиной 7 метров. Ролевые игры и игры на основе известных телепередач вызывают неподдельный интерес младших школьников и дают возможность проявить себя. Остановимся подробнее на методике проведения таких игр. Основные задачи учителя при использовании им экологической игры:
В качестве примера приводим фрагменты игр 1. «Счастливый случай»
Использование краеведческого материала во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является необходимым звеном. В процессе внеклассной работы школьниками на основе наблюдений над реальной жизнью исследуют ее. Экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Наглядным примером могут служить заочные путешествия по родному краю, различные экскурсии. Так, при знакомстве с Красной книгой Тамбовской области были проведены экскурсии в музей при ТГУ им. Г.Р. Державина и Тамбовский областной краеведческий музей.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены