РАЗРАБОТКИ
|
Развитие детской одарённости через научно-исследовательскую деятельность (из опыта работы учителя-словесника)Детская одаренность уже долгие годы рассматривается учёными как важнейшая психолого-педагогическая и социально-общественная проблема. Именно поэтому организация работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений развития современного образования в рамках НОИ «Наша новая школа». В своём послании Д.А. Медведев справедливо отмечает, что важнейшими качествами личности в современном обществе должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Таким образом, главными задачами школьного образования становятся раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в современном мире. Большую роль в этом смысле играет научно-исследовательская деятельность, организуемая в образовательном учреждении. Ученик, прошедший путь учебно-научного исследования в школе, готов к получению образования в высшем учебном заведении, где данный вид деятельности является приоритетным. Тем более что потребность в исследовательской работе и способность к ней рассматриваются большинством исследователей как один из ведущих признаков одарённости К сожалению, как показывает специально организованный нами констатирующий эксперимент (анкетирование и беседы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса), у одарённых обучающихся, зачастую, отсутствует интерес к научно-исследовательской деятельности по русскому языку и культуре речи. Чем же объясняется столь печальная ситуация? Прежде всего – неумением педагога-словесника организовать исследование, включить в него элементы эксперимента и «учебного открытия»! Работа школьника нередко сводится к простому конспектированию источников по теме и их обобщению, т.е. констатации ранее известных фактов. Дети и их научные руководители нередко сталкиваются с рядом типичных и широко распространённых в современной школе проблем, среди которых:
Начнем с выбора темы. Напомним, что она должна быть достаточно актуальной и востребованной современными школьниками. Может быть, именно поэтому большинство педагогов сосредотачивают своё внимание на негативных явлениях современной коммуникативной культуры (сленг, «язык подонков» в Интернете, молодёжный жаргон и т.д.). Из-за этого большинство работ получаются однотипными и неинтересными. Наш опыт показывает, что более увлекательными и востребованными являются школьные исследования по вопросам функционирования жанров учебно-научной коммуникации: реферативного сообщения, доклада и ответа поликодового характера. Выбор данной тематики объясняется тем, что педагоги и обучающиеся нуждаются в большом количестве жанровых моделей, которые позволяют продемонстрировать полученные знания и осуществлять контроль за их усвоением [1; 2]. Владение жанрами научно-учебной речи рассматривается нами как важнейшее условие успешности ученика в учебной и научно-исследовательской деятельности не только в школе, но и в учреждении высшего профессионального образования. Поскольку данные жанры носят публичный характер, говорящий должен адресовать свою речь широкой аудитории, пробуждать других учеников к активной мыслительной деятельности, пытаться преодолеть пассивность восприятия слушателя при помощи риторических вопросов, наглядности и других средств установления контакта и поддержания интереса к предмету речи. Таким образом, в современной коммуникации наиболее востребованы поликодовые учебные высказывания, которые воспринимаются не только на слух, но и зрительно. Наглядность в них может носить абстрактно-графический (схемы, таблицы) или иконический (изображение, слайд) характер. Она позволяет привлечь внимание слушателя, оптимизирует восприятие сложной учебной информации. Связность вербального компонента с наглядным прослеживается в поликодовом ответе, докладе, сообщении не только на смысловом уровне, но и на уровне формальной (структурно-композиционной и языковой) организации. При этом в качестве средств связи могут выступать:
Подтвердить актуальность и востребованность выбранной темы поможет констатирующий эксперимент, который предполагает анкетирование, наблюдение, беседы, опросы и т.д. При этом следует учитывать, что данный метод работы должен охватывать максимально большее количество респондентов, только в этом случае можно судить об объективности проведенной работы. В нашем случае, констатирующий эксперимент лишний раз продемонстрировал, что ученики и педагоги в большинстве случаев (73%) не знакомы с требованиями к структуре и публичной реализации поликодовых учебно-научных жанров. На уроках практически не уделяется внимания обучению данным жанрам. Отсюда и «лакуны» в знаниях наших воспитанников, а ведь от того, насколько развита учебно-научная коммуникативная культура школьника, во многом зависит учебно-научная коммуникативная культура студента. Далее работу над научной проблемой целесообразно осуществлять в два этапа. На первом, теоретическом этапе, необходимо сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования. Так, в качестве планируемого результата мы выдвинули создание личностно- и общественно-значимого образовательного продукта: памяток, рекомендаций и электронных пособий, посвященных поликодовым сообщениям, докладам, ответам. Данные материалы должны были способствовать совершенствованию учебно-научной речи обучающихся. Основными методами исследования на первом этапе могут стать изучение и обобщение научной литературы, конспектирование и анализ первоисточников, подбор образцов поликодовых учебных высказываний из реальной коммуникативной практики. На втором, практическом, этапе исследования происходит разработка памяток, рекомендаций и электронных пособий, обучающиеся и педагоги знакомятся с данными информационными продуктами и выносят суждения об их качестве и практической значимости. Нами, в частности, были разработаны такие полезные учебные материалы, как памятка «Создаём поликодовый ответ», рекомендации «Требования к учебному сообщению на основе слайд-презентации», электронное пособие «Я - докладчик!». Распространение данных материалов можно осуществлять через школьный сайт, размещение в учебных кабинетах и библиотеке. Подвести итоги проделанной работы помогут заключительное анкетирование, беседы с педагогами и школьниками, иными словами, отсроченный эксперимент. Следует отметить, что 100% респондентов подтвердили, что созданные нами информационные материалы востребованы, они во многом способствуют совершенствованию учебно-научной коммуникативной культуры школьников. Как создать поликодовый ответ по предмету? На этапе подготовки
1. Используй возможности пантомимики:
Для получения достоверных результатов необходимо применять разнообразные методы работы: анкетирование, беседу, конспектирование, опрос, анализ образцов учебных высказываний и т.д. Ежегодно мои ученики, научно-исследовательская деятельность которых организована в соответствии с описанной моделью, добиваются высоких результатов на конференциях различного уровня: от муниципального до международного. Число воспитанников-победителей различных научных форумов неуклонно растет. Одна из моих учениц в 2011 году была удостоена премии президента РФ за особые успехи в области научно-исследовательской деятельности. Итак, организация исследовательской деятельности школьников в гуманитарном направлении может и должна быть эффективной. Это возможно при соблюдении всех необходимых этапов и методов работы и создании таких информационных продуктов, которые имеют как личностную, так и социальную значимость. При этом решается сразу две задачи, направленные на подготовку одарённого ребёнка к обучению в учреждении высшего профессионального образования:
1. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студентов факультетов иностранных языков вузов [Текст] / Е.Е. Анисимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 128 с. 2. Введенская, Л. А. Русский язык и куль¬тура речи [Текст] / Л.А. Введенская .– Ростов-на-Дону: Феникс. – 2005. – 256с. 3. Ладыженская, Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература» [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1986, - 127с.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены