РАЗРАБОТКИ
|
Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.
Образцова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Балаково Саратовская область, стаж педагогической работы 30 лет, высшая квалификационная категория Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Приступая к проектированию с младшими школьниками, учитываю, что большинство малышей не имеет постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаю к её выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. С целью обучения детей такому виду деятельности обращаюсь к специально разработанному циклу уроков. Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Учитываю отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. Все такие уроки характеризуются примерно одинаковой структурой. Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе знакомлю детей со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок цикла) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого же этапа распределяю детей на инициативные группы. С учётом работы с детьми это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. На уроках данного цикла такое деление является сквозным. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности пересаживаю детей в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп продумываю заранее с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильных детей объединяю в группы «аналитиков» и « испытателей». Второй этап направлен на формирование темы и целей деятельности. Строится его по – разному в зависимости от содержания урока. Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаю общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректирую при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что проект рассматривается как разработка определённой темы, результатом которой является определённый продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составление детьми опорной таблицы, использованные для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов провожу в виде «мозгового» штурма». Это один из специфических приёмов совместной деятельности, применяемый и среди групп старшего возраста. Сам приём несколько труден для первоклассников. Поэтому направляю работу детей так, чтобы результатом « мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль « аналитиков», которым корректирую предложения остальных детей. Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляю разработку основных разделов проекта. Работу провожу в группах. Причем работа может быть организована по – разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идёт обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем каждой группе поручаю разработку своего раздела и повышаю этим степень самостоятельности детей. На четвёртом этапе урока включаю ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Для всех уроков цикла выбираю единую технологию работы групп. Начинают работу «экспериментаторы» Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и т.д. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «экспериментаторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели». Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главную роль отвожу «испытателям». Но это не ущемляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы. Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого приучаю детей анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом. Привожу пример моей работы над проектом на уроках литературного чтения.
Предлагаю пример оформления учебного проекта. Учебный проект «Былины как жанр»
Название проекта «Былина как литературный жанр» Предмет, возраст учащихся Литературное чтение, 10 – 11 лет Визитная карточка проекта Автор проекта: Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ № 16 г. Балаково Саратовской области. Название темы учебного проекта: "Былина как литературный жанр ". Краткое содержание проекта: Проект по литературному чтению для учащихся начальных классов по теме "Былины". Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Задача проекта - вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность. Дети коллективно обсуждают задания, выполняют практические работы, формулируют выводы, применяют элементы исследования, чтобы узнать новые сведения по теме. Проект рассчитан на 3 урока ,4 индивидуальных занятияи родительское собрание. Результаты самостоятельной работы познавательной работы учеников оформляются в виде буклета, презентации, таблицы. Основа проекта: ГОСТ 4 поколения. Дидактические цели: После завершения проекта учащиеся смогут: познакомиться с историческими источниками, с произведениями живописи и литературы, сопоставить произведения фольклора и современного искусства, творчески оформить и представить результаты своей работы на уроках и во внеурочной деятельности (во время посещения кружка «Мы – исследователи»), а также в рамках недели литературы. Краткая аннотация проекта Учебный проект «Былина как литературный жанр» реализует часть школьной программы по литературному чтению. Работа над проектом даст возможность учащимся узнать об истории возникновения и бытования былин, о жанровых особенностях этих уникальных фольклорных произведений, о месте и значении былин в культуре русского народа и об их влиянии на развитие искусства (живописи и музыки). В ходе реализации проекта учащиеся смогут познакомиться с историческими источниками, с произведениями живописи и литературы, сопоставить произведения фольклора и современного искусства, творчески оформить и представить результаты своей работы на уроках и во внеурочной деятельности (во время посещения кружка «Мы – исследователи»), а также в рамках недели литературы. Направляющие вопросы: Основополагающий вопрос - Почему людям необходимо помнить о прошлом? Проблемные вопросы - Чем уникальны былины? - Чем отличаются от других жанров? - Зачем на Руси слагали былины? Учебные вопросы - Где и когда были созданы былины? - Как исполнялись былины? - В чём своеобразие былин как жанра фольклора? - Герои былин. Кто они? - В чём особенности былинной речи? - Какой след оставили былины в русском искусстве? План проекта Подготовительный этап. Перед началом работы над проектом подготовим представление родителям учеников краткой информации о проектном методе учения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов, фотографий детей, буклет для родителей. Подготовка информационного материала, рекомендации по ознакомлению с ресурсами по теме, разработка методического и дидактического материалы. Этап 1 (Урок 1) Формирующее оценивание и планирование: фронтальная беседа и анкетирование. Заполнение "Вводных листов" в ходе демонстрации вводной презентации учителя; коллективное составление "Календаря проекта", создание проблемной ситуации, погружение в проект, деление на группы («Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», « Исследователи»), планирование деятельности групп. Этап 2 (Полторы недели = 1 урок + 2 индивидуальных занятия). Исследования, поиск информации из разных источников (задания выполняются в группах), обсуждение тем и методов исследований. Этап 3 (2 индивидуальных занятия). Обмен идеями и найденной информацией, создание презентаций, публикаций, таблиц (работа ведётся в кабинете информатики), просмотр фотогалереи по теме: «Богатырский словарь» (Фотографии богатырей в старинном облачении: шлем, науши, сбруя, кольчуга, колчан, палица, щит, сбруя, колчан и т. д.) Этап 4 ( 1 урок + родительское собрание) обсуждение форм представления результатов работы групп. Презентации проекта на классном родительском собрании. Рефлексия. Защита проектов на открытом уроке в форме научно- практической конференции. Рефлексия. Презентация группы Материалы по формирующему и итоговому оцениванию. Даю рекомендации для работы в группах по созданию буклета, игр, подбору материала к публикации.
Учебник, хрестоматия и рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса ( УМК «Начальная школа ХХI века» Н. В. Виноградовой), детская литература по теме, поурочные разработки к урокам литературного чтения для 4 класса, научно - познавательные журналы, фотографии и рисунки учеников, Интернет ресурсы. Список литературы.
Оценочный лист для работы творческих групп по проекту «Былина как литературный жанр» Название исследовательской работы: ___________________________________Главная цель нашего исследования: ___________________________________ Основные проблемы (задачи) исследования: ___________________________________ Список использованных работ (библиография): ___________________________________ Информационные ресурсы сети Интернет: _______________________________________ Дополнительные материалы: ________________________________
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены